Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

В чем значение игр для ребенка дошкольного возраста?

Секреты психологии

«В игре образом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно». И. Ю. Кулагина

Зачем ребенку игры?

В игре происходит усвоение общих смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, религиозных представлений. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых. Значение игр для ребенка дошкольного возраста очень велико. Ведь игра - это не просто моделирование деятельности взрослого, а свободно-творческое обращение со смыслам деятельности взрослого.

Ребенок, изображающий страх, может, конечно, внушить себе страх настоящий, но, как только он начинает бояться всерьез, игра перестает быть игрой. В собственно игре ребенок всегда одновременно и зритель; две позиции, два плана в сознании ребенка и их одновременность и определяют феномен игры.

В чем значение игр для ребенка дошкольного возраста?

Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, главным для которого является именно осмысление ситуации и отношения к ней ребенка.

В игре отрабатывается и функция самоконтроля. Играя, ребенок, с одной стороны, выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Смысл выполнения роли не в подчинении образцу, заложенному в ней, а в создании образа, в отстранении от этого образца, переосмыслении его. Поведение взрослого здесь, конечно, не готовый образец для ребенка, а материал для создания образа, который, в отличие от образца, объемен, неоднозначен, а главное, не усваивается извне, а создается самим ребенком. Ребенок «воображает» нечто другое, представляет что-то более красивое, или возвышенное, или более опасное, чем в реальности. Ребенок видит себя принцем, добрым волшебником или львом. При этом он испытывает такую степень восторга, которая совершенно роднит его с мыслью, что он и взаправду принц, хотя обыденная реальность при этом не вытесняется полностью из его сознания.

Вовлекаясь в игру, обычные предметы постепенно начинают использоваться в новом значении, опосредованном игровой ситуацией, то есть обретают символическую функцию. Символические процессы сопровождают и освоение социальных ролей, когда дети играют, к примеру, в шофера, няню, учителя, маму или папу. В отличие от обычных физических упражнений, символическая игра предполагает деятельность в условиях воображаемой реальности. Игра – это бескрайний мир, где фантазия реальна, а реальность до неузнаваемости фантастична.

Таким образом, игру можно понимать как доставляющую удовольствие добровольную деятельность, которая включает в себя широкий спектр повторов и вариаций исследовательского поведения ребенка.


РЕКОМЕНДУЕМ