Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как использовать ответное слушание

Дети могут что-то сказать или сделать, но при этом иметь в виду что-то совсем другое. Например: «Я ненавижу дроби» обычно означает: «Я не помню, как с ними работать, и задание кажется мне слишком трудным». Отказ ставить игрушки на место означает: «Мне весело, и я не хочу останавливаться». Плач, нытье и жалобы могут быть теми способами, которыми ребенок привык привлекать ваше внимание. Хватать, толкать или бить - это пока все известные ребенку способы получить то, что он хочет. Очень легко истолковать поведение ребенка неправильно и предположить, что он капризничает или плохо себя ведет просто для того, чтобы вас позлить.

Очень часто дети плохо себя ведут потому, что не знают, как по-другому выразить свои неприятные чувства: разочарование, смущение, гнев, беспокойство и т. д.

Спросите себя, какие чувства могут вынудить вашего ребенка делать то, что он делает, или говорить то, что он говорит. Просто сделайте обоснованное предположение о том, что может происходить в душе вашего ребенка, что скрывается за его словами или поступками. Затем, вместо того чтобы попытаться изменить его мысли логическими доводами, переубеждениями или мини-лекциями, просто расскажите ребенку, что он, по вашему мнению, чувствует. Ответное слушание начинается с этого шага.

Догадка родителей о том, что ребенок чувствует, может оказаться правильной, а может быть и далека от истины. Это потому, что независимо от того, насколько хорошо мы знаем наших детей, мы не можем читать их мысли. К счастью, не важно, угадали вы или нет. Даже если ваша догадка неверна, ребенок все равно почувствует, что его уважают и слушают. Он начнет понимать, что можно использовать слова для описания чувств, и узнает, какими словами описывать те или иные чувства.

Даже если вы не имеете понятия о том, что ваш ребенок чувствует и почему, вы все равно можете сделать предположение.

Когда полезно ответное слушание

Полезно ответное слушание, когда вы испытываете желание что-то повторить или напомнить. Вот несколько примеров:

✓ После того как вы попросили ребенка положить игрушки на место, а он не послушался, вместо повторения просьбы просто скажите: «Ты действительно не хочешь прекращать играть. Тебе так весело». Вы увидите, что ответное слушание гораздо эффективнее, чем повторение, напоминание или угрозы. Конечно, никто не гарантирует, что ваш ребенок моментально подскочит и начнет складывать игрушки, но он, скорее всего, сделает это быстрее, чем если вы будете повторять и злиться.

✓ Когда ребенок жалуется, что не может выполнить домашнее задание, просто скажите: «Ты можешь это сделать. Это на самом деле не сложно». Также вы можете сказать: «Это задание кажется тебе слишком трудным. Ты переживаешь, что можешь допустить ошибку».

✓ Если вы на дне рождения и ваш ребенок все время крутится рядом с вами вместо того, чтобы пойти поиграть, не говорите ему: «Не стой рядом со мной. Иди поиграй», а лучше скажите: «Может быть, ты не уверен, что эти дети захотят играть с тобой?»

✓ Если ваш ребенок все больше и больше расстраивается из-за того, что у него что-то не получается, вместо фразы: «Не волнуйся об этом, дорогой» скажите: «Похоже, ты действительно очень расстроился. Ты столько раз пытался, но до сих пор не получилось».