Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Насколько важна игра с ребенком дошкольного возраста?

Игра с детьми дает возможность родителю, даже самому серьезному и озабоченному проблемами, отключиться отдел, расслабиться, обрести состояние гармонии... и найти новый, неожиданный выход из своих проблем. Эта деятельность действительно «лечит», недаром многие психотерапевтические техники включают в себя элементы игры и перевоплощения. Ну а польза такого общения для ребенка вообще вне сомнения.

Насколько важна игра с ребенком дошкольного возраста?

Для того чтобы играть, не обязательно отрываться от домашних дел и занятий, особенно если они не предполагают обдумывание и сосредоточение. Игрой мамы с дочерью может стать приготовление обеда. Эту тему очень удачно использовали в рекламных роликах, помните: «А из какой сказки твой обед?» Картина где показана родительская игра с ребенком дошкольного возраста ассоциируется со здоровыми психологическими отношениями в семье, и в этом есть большая доля истины. Если вам это удается, то можно говорить о создании прочной основы взаимопонимания с ребенком и в более старшем возрасте.

Но общение ребенка и родителей невозможно ограничить одной игрой. В этом возрасте многие папы и мамы начинают обучение своих детей. Кто-то полагается на опытных педагогов и подыскивает для своего ребенка «Школу раннего развития» или «Академию для крошек», а кто-то делает это своими силами, рассчитывая на собственные знания и многочисленные дидактические игры, книги, пособия, которые в большом количестве появились на прилавках магазинов.

Содержание обучения обычно не отличается многообразием, за основу взяты те знания и навыки, которые необходимы ребенку для поступления в школу, то есть счет, чтение, элементарные знания об окружающем мире.

Дети отзывчивы на любую совместную деятельность с родителями, но иногда домашнее обучение заканчивается нежеланием ребенка заниматься, капризами, и взрослые жалуются на то, что ребенок ленив, не хочет учиться. А дело вовсе не в ребенке, а в тех ошибках, которые допускают папы и мамы. Вероятно, собственный детский опыт сформировал у родителей уверенность, что учиться – трудно и надо прилагать усилия, заставлять себя понимать, запоминать, думать. Самое ужасное, что можно сделать, – передать эту ошибочную установку собственному ребенку.

В мире мудрых мыслей

Опыт – хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета. Минна Антрим

Со времен детства нынешних родителей очень многое изменилось и в подходах к обучению, и в методах, и в содержании. То, что раньше считалось новаторством: учет индивидуальных особенностей ребенка, игровые методы обучения, развитие вместо передачи знаний, теперь является реальной картиной. Но родители продолжают заставлять, действуя подчас авторитарно, не понимая, что за отказом ребенка еще раз назвать буквы или сосчитать зайчиков стоит психологическая незрелость, неготовность к такому обучению. Ребенок слишком мал, чтобы проявить усилие воли, все его психологические процессы: память, внимание, мышление, воображение – непроизвольны, то есть он не может себя заставить это делать, и как результат – слезы и отказ.

А между тем все очень просто: обучение должно быть интересным и увлекательным и по содержанию, и по форме преподнесения. Психологи очень часто говорят о необходимости создания развивающей среды, то есть тех условий, которые необходимы ребенку для познания нового. Это всевозможные материалы для детского творчества: краски, мелки, пластилин, карандаши, глина, дидактические, то есть обучающие, игры, конструкторы, книги и альбомы. И, оказывается, для того, чтобы, к примеру, ребенок освоил счет, нет необходимости сажать его за стол и рисовать в тетради палочки. Хорошие игрушки и помощь взрослого позволят ему это сделать быстро, в увлекательной форме, без взаимного недовольства и жалоб.

Психологические нарушения у ребенка

Есть еще одна беда, которая касается содержания обучения детей. Большой объем абстрактных знаний и умений, связанных с освоением чтения, счета, игры по нотам, шахмат, компьютерных игр, направленных на развитие логического мышления, может привести к дисгармоничности и серьезным психологическим нарушениям у ребенка.

Усиленно развивается левое полушарие головного мозга в ущерб правому, ведущему у дошкольников. Если психика не справляется, то последствия могут быть самые печальные: от возникновения страхов (фобий) и повышенной тревожности до неврозов, нарушений в поведении, психосоматических заболеваний.

Одним из признаков такого состояния может быть алекситимия – неспособность ребенка проявлять свои чувства. Он становится похожим на маленького старичка – умного, с недетской, богатой терминами речью и очень серьезного. Такой ребенок не способен играть, веселиться, удивляться, ему сложно показать свое огорчение или злость. В этом случае необходима помощь психолога, и направлена она будет прежде всего на коррекцию методов обучения и изменение образа жизни ребенка.

Чаще всего в таких семьях ребенка очень рано начинали обучать, игнорируя типично детские виды деятельности – игру, рисование, конструирование – и заменяя все это интеллектуальными беседами, чтением серьезных книг, энциклопедий. Взрослых умиляло и радовало, что пятилетний ребенок читает газеты, играет с дедушкой в шахматы, решает головоломки и кроссворды, пока ребенка не захлестнули многочисленные страхи. Детская психика не смогла выдержать такой нагрузки и объема информации, мальчик стал бояться террористов и опасных вирусов, ему чудились инопланетяне и вампиры, и родители забили тревогу.

Следует помнить, что те методы, которые используются в обучении более старших детей, абсолютно не годятся для дошкольников. Опираясь на естественную детскую любознательность, подражательность, интерес ко всему, что окружает, можно учить ненавязчиво, играя, и получать при этом хорошие результаты в виде знаний и желания учиться.