Что значит любимая игрушка для ребенка?

Ситуация.

– Данил, твой медведь не входит в сумку! Поедем без него!

– Если Мишутка не поедет, я тоже не поеду.

– Данька, – Марина, мама четырехлетнего Данила, взяла сына за руки, – ты пойми, нам придется много путешествовать. Твоему Мишутке будет тяжело. А потом, на море влажно и жарко, а он плюшевый, испортится. Ты приедешь, и все ему расскажешь.

– Я уж лучше останусь с ним здесь. – Данил так крепко прижал к себе друга, что даже кончики пальцев побелели.

– Ну, раз уж вы с Мишуткой такие друзья...

Марина не нашлась что сказать дальше: у Даньки от счастья на глазах выступили слезы.

Данькины причуды давно стали привычными. К фантазиям сына Марина относилась с пониманием и даже уважением. Только вот дружба с Мишуткой – игрушкой, сопровождавшей сына с самого рождения, принимала какие-то странные формы. Во всяком случае, ничего подобного у Данькиных сверстников не было.

Марина вдруг вспомнила недавнюю историю и улыбнулась. «Ну, твой Данил меня уморил!» – отдышавшись, сказал Антон, университетский приятель, приехавший на майские праздники навестить старинных друзей. «Что-то произошло?» – спросила Марина. «Я взял Даньку на руки, чтобы показать салют, а он мне в руки медведя своего – мол, он тоже ни разу не был на салюте, хочет разглядеть получше. Я Данила на шею посадил, взял в руки медведя, а он – не медведь, Данилка – снял с шеи бинокль и прямо в ухо мне кричит, чтобы я в этот бинокль медведю салют показал! Вот потеха окружающим: у «папаши» на шее дитя, в одной руке медведь, а в другой – бинокль, в который этот медведь смотрит!»

Правда потеха. А может, просто сын растет очень чувствительным?..

– ...Мам, Мишутка боится, что его в самолете укачает! Что делать?

Комментарий. Безусловно, игрушки очень значимы для детей. Именно они во многом и составляют окружение и пространство внутреннего мира ребенка трех-четырех лет. Но здесь имеет смысл обратить внимание вот на что: игрушки для ребенка тем более значимы, чем менее увлекательно для него общение с родителями, сверстниками. Это не означает, что при эффективном взаимодействии с другими людьми ребенок будет игнорировать игрушки, совсем нет, просто они не будут доминировать над общением с людьми. Кстати, очень полезны совместные игры с использованием игрушек взрослых и детей, да и дети между собой практически не играют без игрушек. Таким образом, мы можем поставить вопрос так: что дает Мишка Даниле из того, что ему должны были бы дать родители? В данной истории Мишка – друг, объект заботы и трепетного внимания, своеобразная реализация потребности малыша в заботе о ближнем.

На приеме у психолога.

Что значит любимая игрушка для ребенка?

Переходя трехлетний рубеж, ребенок начинает уже более отчетливо ощущать собственную социальность – принадлежность к семейному кругу, обществу во дворе и в детском саду. Естественно, параллельно формируются и личностные новообразования, требующие эффективного поведения в детском сообществе. К числу этих новообразований можно отнести и потребность заботы о близком человеке – зачатки очень глубокого социального чувства – эмпатии. Эмпатия проявляется в сострадании к человеку, стремлении понять и почувствовать его переживания.

Чем же чревата такая привязанность к игрушкам? Любимая игрушка ребенка не учит его строить взаимоотношения, не приобретать навыки взаимодействия с людьми, поведения в обществе. Образно говоря, он «варится в собственном соку». Пожалуй, этому малышу нужно чуть больше живого общения со взрослыми, со сверстниками, ему просто необходима дружба с реальными людьми.