Какими бывают подвижные детские игры?

Для детей в этом возрасте обязательны активные игры, особенно летом, на открытом воздухе. Они способствуют не только физическому развитию детей, совершенствованию их двигательных навыков, но и воспитывают в них волю, формируют определенные моральные качества и личность ребенка. Для детей трех-четырех лет игры подбирают с простым и конкретным содержанием (например, «гуси пошли гулять, их испугал волк, и они прибежали домой»). К пяти годам подвижные детские игры усложняют, вводят элемент соревнования.

Какими бывают подвижные детские игры?

В четыре года ребенок довольно уверенно бегает и все реже падает. С ним можно поиграть в «догонялки» (поддаваясь и уступая, естественно); убегая, ребенок может уворачиваться, делать броски то вправо, то влево. Он уже неплохо владеет своим телом, но чувство равновесия еще развито не вполне; четырехлетний ребенок не очень уверенно проходит по узкой скамейке или узенькому мостику. Потренируйтесь с ним в ходьбе по бревну или положите на асфальт веревку – пусть ребенок в качестве игры ходит по ней. Ребенок может пробежать довольно большое расстояние, до 150 метров и даже больше. Но без особой нужды не следует давать ему такие нагрузки. Ребенок уже хорошо прыгает вперед. Назад ему прыгать еще пока трудно. Он может перепрыгнуть через невысокий предмет; может спрыгнуть со ступеньки или запрыгнуть на нее; может перепрыгнуть через небольшую канаву. Но со скакалкой он еще прыгать не умеет. Ребенок легко и с удовольствием лазает по «шведской стенке». Он может раскачиваться и крутиться на канате, но подниматься по канату не может: руки еще слишком слабы. Он легко учится кувыркаться дома на ковре или на улице на траве.

В возрасте пяти лет ваш ребенок может пробежать 200–300 метров. Поймать его становится нелегко. Причем бегать ребенок может уже и на пересеченной местности, обегая холмики и перепрыгивая через ямки и канавки. Движения ребенка стали более уверенными и скоординированными. С закрытыми глазами он легко дотронется до своего уха или носа, до плеча. Ловко ловит мяч и так же ловко бросает его вам. Чувство равновесия хорошо развито: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, по бревну, по доске. Ребенок стал хорошо прыгать: на лестнице он может перепрыгнуть через ступеньку, а на ровной площадке – через один или несколько предметов. Может прыгать на одной ноге. В последние годы возрождается интерес к игре в «классики» (хотя места во дворах для этой игры становится все меньше), и девочки с удовольствием играют в нее. В пять лет дети уже могут прыгать через скакалку. Ребенок может часами лазать по «шведской стенке», способен немного подняться по канату – это свидетельствует о том, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола он еще не может.

Рекомендации родителям

В три-четыре года можно учить ребенка кататься на лыжах с мягкими креплениями (на ноги надевают валенки). Катанию на трехколесном велосипеде обучают с трех лет, с пяти лет можно осваивать езду на двухколесном велосипеде. Необходимо, чтобы размеры велосипеда соответствовали росту ребенка: ноги должны свободно доставать до педалей, а руль поднят настолько, чтобы спина была прямой. На санках дети могут кататься самостоятельно с трех-четырех лет. Обучать плаванию рекомендуется с четырех-пяти лет, катанию на коньках – с пяти-шести лет.

Физические нагрузки необходимо дозировать. Ходьба на лыжах, например, не должна превышать 15–20 минут с перерывом на отдых (2–3 минуты). В хорошие летние дни можно совершать прогулки на расстояния не более 2–3 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 минут. Упражнения выполняются вместе с взрослыми.

Если вы решили отдохнуть на природе, захватите с собой воздушного змея! Воздушный змей – замечательная развивающая игра. Изготовление и запуск воздушных змеев, с одной стороны, способствует развитию наблюдательности, смекалки и творческого потенциала. Воздушный змей в полете позволяет обсуждать с ребенком разные явления природы: в какую сторону дует ветер, с какой силой и что заставляет змея летать.

С большой пользой для физического развития ребенка вы можете провести время на свежем воздухе, затеяв какую-нибудь подвижную игру. Например, с мячом или в «догонялки», в «прятки»... Вспомните, какие разнообразные игры были в вашем детстве. Научите этим играм своего ребенка и его друзей.