В чем значение игр для психического развития ребенка?

Можно ли преодолеть конфликт между новыми возможностями и потребностями ребенка? Есть ли средство, которое помогает снять противоречие и позволяет ребенку чувствовать себя самостоятельным и уверенным в своих действиях? Пожалуй, единственным средством преодоления этого противоречия вхождения ребенка в более широкий мир является сюжетно-ролевая игра.

Зачем нужны сюжетно ролевые игры для детей?

Игра служит основным инструментом психического развития дошкольника. Ф. Шиллер когда-то писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова – и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком». То же имел в виду и Ж.-Ж. Руссо, предлагая тем, кто желает узнать и понять ребенка, внимательно понаблюдать за его игрой. По мнению 3. Фрейда, в игре воплощается стремление ребенка стать взрослым.

Игра позволяет ребенку не только «выплеснуть запертые эмоции и облегчить в воображении груз прошлых фрустраций» (ощущения подавленности. – Примеч. ред.), но и «осваивать жизненный опыт, создавая модели ситуаций, овладевать действительностью через эксперимент и планирование» (Э. Эриксон). Игра способствует открытому выражению эмоций и чувств, поскольку ребенок может не опасаться за последствия своих эмоциональных всплесков. Выводя на поверхность свои чувства, он получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. В игре ребенок учится контролировать ситуацию, так как, играя, он решает свои проблемы и конфликты, может пересмотреть свои возможности и обязанности.

Значение игр для психического развития ребенка не вызывает сомнений, поскольку игpa позволяет ребенку познавать свойства предметов, обнаруживать их скрытые от прямого наблюдения качества. Растет объем его впечатлений, а игра способствует их организации и осмыслению. Играя, ребенок производит перенос действий с одного предмета на другой, развивая тем самым способности к обобщению – необходимому условию для развития элементарных форм словесно-логического мышления.

Игра для ребенка – это еще и инструмент сопоставления себя с теми взрослыми, поведение и отношение которых к себе он понимает и высоко ценит. В игре младший дошкольник воспроизводит отдельные действия взрослых, а старший – отношения между взрослыми. Таким образом, игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения взрослых.

Секреты психологии

«Обратная связь, которую дети получают от своих достижений, способствует поддержанию их мотивации. Эта связь может быть внешней, например одобрительная реакция со стороны родителей или сверстников, либо внутренней и присущей самой задаче: дети обнаруживают, что их действия влекут за собой естественные последствия. Так, забираясь на какой-нибудь гимнастический снаряд, они могут получить удовольствие от ощущения напряжения в мускулах и от того, что они оказались так высоко и видят то, чего нельзя разглядеть с земли. Если они замечают, что теряют равновесие, то стараются принять более устойчивое положение. Родители и воспитатели могут оказать детям немалую помощь, если сделают эту внутреннюю обратную связь более явственной. От конкретного замечания, например такого: "Вот теперь крепко держишься за перекладину", больше пользы, чем от простой похвалы». Из кн. «Психология развития»

Из сказанного ясно, что в игре и с помощью игры получают развитие эмоциональная, познавательная сферы ребенка, формируются его социально значимые качества.

В чем значение игр для психического развития ребенка?

Одна из задач психического развития в этом возрасте – научить ребенка управлять своим поведением, вниманием, эмоциональным состоянием и т.д., то есть сформировать произвольность его психической деятельности, которая составляет основу его готовности к обучению в школе. Иными словами, задача психического развития дошкольника состоит в его отказе от доминанты «хочу» и овладении понятиями «надо», «нужно», «можно», «нельзя», которые составляют основу произвольного поведения. Дошкольник в этом возрасте делает значительный шаг в развитии произвольности. Способность сдерживать детьми свою импульсивность в возрасте от четырех до шести лет увеличивается втрое; шестилетние дети проявляют инициативу при выборе цели, самостоятельны в своих действиях и упорны при ее достижении.

Еще раз отметим, что речь идет о становлении начал произвольности, которая проявляет себя и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и поведенческой активности ребенка. К окончанию дошкольного возраста формируются основные психические характеристики личности. Из сказанного следует, что ведущей линией психического развития дошкольника является линия личностного развития.

Личностное развитие тесно связано с совершенствованием возникшей на пороге дошкольного детства Я-концепции. На протяжении всех возрастов от младенчества до юношества ребенок, открывая мир, прежде всего открывает себя в этом мире. Узнавая себя, он приобретает опыт взаимодействия как с миром вещей (предметным миром), так и с миром людей (социальным миром). И все это для того, чтобы научиться взаимодействовать со своим Я или, иными словами, жить в ладу с собой.

К пяти годам ребенок начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Мотивы – движущая сила поведения – обретают устойчивость, благодаря чему ребенок становится в известной степени независимым от изменяющихся внешних обстоятельств. Таким образом, преодоление конфликта между возможностями и потребностями ребенка трех – пяти лет зависит от того, насколько развита произвольность его психической деятельности. Другими словами, насколько он способен регулировать свое поведение. Способность к регуляции поведения зависит в свою очередь от того, насколько сформированы представления ребенка о мире и своем месте в нем.