К потешкам относятся пальчиковые игры. В процессе игр ребенок сгибает и разгибает свои пальчики, растирает их, массирует, учится координировать свои движения.
Сегодня учеными доказано существование на ладошках и кончиках пальцев особых рецепторов, связанных с речевыми центрами мозга. Развитие мелкой пальцевой пластики, таким образом, имеет огромное значение для речевого развития ребенка. Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество пальчиковых игр.
Насколько важны игры-потешки для детей?
Потешка всегда веселая, радостная, мажорная, яркая в эмоциональном отношении. Она реализует потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, ярких эмоциях, столь необходимых для формирования здоровой психики. Мелодии песенок рождены из выразительной речевой интонации, в которой подчеркиваются, иногда даже утрируются эмоциональные состояния. Эти эмоции всегда положительны. Если даже «коза рогатая» и пугает ребенка, то в шутку, провоцируя веселую возню; если нерадивый пальчик наказывают («кашки не дадим!»), то не всерьез, лишь обозначая в игровой ситуации маленький нравственный урок. Ритмика несложных напевов потешки четкая, подвижная, побуждающая к энергичным движениям. Ее тексты требуют не только эмоционально выразительного интонирования, но и выразительной образной мимики, пластики движений. Звукоподражание, обыгрывание сюжета в движениях, показ действий – эти приемы призваны заменить отсутствующие пока в речи детей слова, включить их в веселую стихию игры.
Тексты из которых состоят игры-потешки для детей заключают в себе элементарные сведения о правилах поведения среди ближайших ребенку людей. Основа этих правил – любовь и доброжелательность среди близких людей, их забота друг о друге, чувство защищенности среди них. Эти правила не объяснялись ребенку, не давались ему в виде назидания, требования, но передавались на уровне эмоционального взаимодействия с ним, в процессе игры. Элементарные нравственные уроки, воплощенные в текстах потешек, облечены в яркие и доступные ребенку образы. Так, например, пальчики превращаются в дружную семейку, где у каждого обнаруживаются свои обязанности («этот пальчик в лес ходил, этот пальчик суп варил...»), а все вместе делают общее дело.
Вы можете воспользоваться этим приемом и рассказывать своему малышу образные истории по аналогии с текстами потешек. Пальчики в этих историях будут исполнять роли героев. Ну а сюжеты историй будут связаны с ситуациями из жизни вашего ребенка.
Например, пальчики могут превратиться в детей, которые отправляются на прогулку. На них нужно надеть пальто, шапочки, сапожки, повязать шарфики, пояски. Их можно поругать за то, что они забыли что-либо, или, наоборот, похвалить. С пальчиками можно разыграть любую сценку из жизни вашего ребенка и таким образом повторить вместе с ним правила поведения. С пальчиками можно разучивать песенки, танцы и все, чему вы хотите научить вашего малыша. Этот прием опробован на детях очень многих поколений и всегда действует безотказно.
Попробуйте весело и эмоционально пропеть или проинтонировать тексты потешек. Придумайте на их основе пальчиковые игры и поиграйте в них со своим ребенком.
Четверо братьев, высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки,
Где вы бывали? Много ль работали?
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот крепко-крепко спит.
Никто в доме не шумит.
Тише, тише, не шумите –
Пальчики не разбудите.
Утро новое придет,
Солнце красное взойдет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Наша-то хозяюшка сметлива была,
Всем в избе работушку к праздничку дала.
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под столом,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
Пальчиковые игры для детей
В период интенсивного формирования речи для ребенка чрезвычайно полезны игры, в которых речевое интонирование сопровождается выразительной мимикой, пластичными движениями пальцев и кистей рук В таких играх ребенок учится соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой сопровождающих ее жестов, что помогает развитию выразительности речи, навыков невербальной коммуникации.
Придумать пальчиковые игры, направленные на развитие выразительности речевого интонирования и сопровождающей его жестикуляции, можно и на основе стихотворений современных авторов. Для этого нужен яркий в образном отношении текст, ваше интонационное фантазирование и сопровождающие его выразительные движения кистей рук, поглаживания, потирания, сгибание и разгибание пальчиков.
Г. Лагздынь
Туча и дождик
Туча по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких калошках.
Дождик всюду походил:
На крылечке наследил,
В теплой луже потоптался,
Топнул, шлепнул и умчался!
М. Пинская
Птички
Чики, чики, чички,
Летели две птички.
Пролетали мимо,
Почесали спины.
Перышки упали,
«Здравствуйте!», – сказали.
Хвостики кружили,
Друг с дружечкой дружили.
Песенки запели,
Дальше полетели.
Чики, чики, чики, чик,
С крыши на дорожку прыг!
В. Данько
На зарядку
Дили, дили, дили, дили! –
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Дили, дили, дили, дили! –
Колокольчики будили
Всех зайчат, всех ежат
И ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся.
Дили-день, дили-день!
С добрым утром, новый день!
Произведения детского фольклора открывают ребенку возможность общения с музыкой на понятном ему уровне. Пестушки, потешки вовлекают ребенка в игровое музицирование, в процессе которого происходит не только музыкальное, но целостное развитие его личности. Жанры детского фольклора очень точно нацелены на решение задач психофизиологического развития ребенка в конкретном возрастном периоде. В возрасте четырех-пяти лет оптимальной формой игрового воспитательного взаимодействия с ребенком была прибаутка.
Дети четырех-пятилетнего возраста посещают среднюю группу детского сада. Важными новообразованиями в этот возрастной период являются завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности (ребенок мысленно представляет то, что не видит непосредственно). Развитое воображение в этом возрасте – свидетельство нормального умственного развития.
Как раз прибаутка и была направлена на развитие воображения детей. Героями веселых песенок-игр являются звери, птицы, насекомые, которые олицетворяют характеры людей и их взаимоотношения.
Таким образом, прибаутки предназначены для игры взрослых с детьми на уровне смысла, понятия.