Насколько важны игры-потешки для детей?

К потешкам относятся пальчиковые игры. В процессе игр ребенок сгибает и разгибает свои пальчики, растирает их, массирует, учится координировать свои движения.

Сегодня учеными доказано существование на ладошках и кончиках пальцев особых рецепторов, связанных с речевыми центрами мозга. Развитие мелкой пальцевой пластики, таким образом, имеет огромное значение для речевого развития ребенка. Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество пальчиковых игр.

Насколько важны игры-потешки для детей?

Потешка всегда веселая, радостная, мажорная, яркая в эмоциональном отношении. Она реализует потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, ярких эмоциях, столь необходимых для формирования здоровой психики. Мелодии песенок рождены из выразительной речевой интонации, в которой подчеркиваются, иногда даже утрируются эмоциональные состояния. Эти эмоции всегда положительны. Если даже «коза рогатая» и пугает ребенка, то в шутку, провоцируя веселую возню; если нерадивый пальчик наказывают («кашки не дадим!»), то не всерьез, лишь обозначая в игровой ситуации маленький нравственный урок. Ритмика несложных напевов потешки четкая, подвижная, побуждающая к энергичным движениям. Ее тексты требуют не только эмоционально выразительного интонирования, но и выразительной образной мимики, пластики движений. Звукоподражание, обыгрывание сюжета в движениях, показ действий – эти приемы призваны заменить отсутствующие пока в речи детей слова, включить их в веселую стихию игры.

Тексты из которых состоят игры-потешки для детей заключают в себе элементарные сведения о правилах поведения среди ближайших ребенку людей. Основа этих правил – любовь и доброжелательность среди близких людей, их забота друг о друге, чувство защищенности среди них. Эти правила не объяснялись ребенку, не давались ему в виде назидания, требования, но передавались на уровне эмоционального взаимодействия с ним, в процессе игры. Элементарные нравственные уроки, воплощенные в текстах потешек, облечены в яркие и доступные ребенку образы. Так, например, пальчики превращаются в дружную семейку, где у каждого обнаруживаются свои обязанности («этот пальчик в лес ходил, этот пальчик суп варил...»), а все вместе делают общее дело.

Вы можете воспользоваться этим приемом и рассказывать своему малышу образные истории по аналогии с текстами потешек. Пальчики в этих историях будут исполнять роли героев. Ну а сюжеты историй будут связаны с ситуациями из жизни вашего ребенка.

Например, пальчики могут превратиться в детей, которые отправляются на прогулку. На них нужно надеть пальто, шапочки, сапожки, повязать шарфики, пояски. Их можно поругать за то, что они забыли что-либо, или, наоборот, похвалить. С пальчиками можно разыграть любую сценку из жизни вашего ребенка и таким образом повторить вместе с ним правила поведения. С пальчиками можно разучивать песенки, танцы и все, чему вы хотите научить вашего малыша. Этот прием опробован на детях очень многих поколений и всегда действует безотказно.

Попробуйте весело и эмоционально пропеть или проинтонировать тексты потешек. Придумайте на их основе пальчиковые игры и поиграйте в них со своим ребенком.

Четверо братьев, высоки да тонки,

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки,

Где вы бывали? Много ль работали?

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж заснул,

Этот крепко-крепко спит.

Никто в доме не шумит.

Тише, тише, не шумите –

Пальчики не разбудите.

Утро новое придет,

Солнце красное взойдет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Наша-то хозяюшка сметлива была,

Всем в избе работушку к праздничку дала.

Чашечку собачка моет язычком,

Мышка собирает крошки под столом,

По столу котище лапою скребет,

Половичку курочка веничком метет.

Пальчиковые игры для детей

В период интенсивного формирования речи для ребенка чрезвычайно полезны игры, в которых речевое интонирование сопровождается выразительной мимикой, пластичными движениями пальцев и кистей рук В таких играх ребенок учится соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой сопровождающих ее жестов, что помогает развитию выразительности речи, навыков невербальной коммуникации.

Придумать пальчиковые игры, направленные на развитие выразительности речевого интонирования и сопровождающей его жестикуляции, можно и на основе стихотворений современных авторов. Для этого нужен яркий в образном отношении текст, ваше интонационное фантазирование и сопровождающие его выразительные движения кистей рук, поглаживания, потирания, сгибание и разгибание пальчиков.

Г. Лагздынь

Туча и дождик

Туча по небу плыла,

Дождик за руку вела.

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошках.

Дождик всюду походил:

На крылечке наследил,

В теплой луже потоптался,

Топнул, шлепнул и умчался!

М. Пинская

Птички

Чики, чики, чички,

Летели две птички.

Пролетали мимо,

Почесали спины.

Перышки упали,

«Здравствуйте!», – сказали.

Хвостики кружили,

Друг с дружечкой дружили.

Песенки запели,

Дальше полетели.

Чики, чики, чики, чик,

С крыши на дорожку прыг!

В. Данько

На зарядку

Дили, дили, дили, дили! –

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И веселых мотыльков.

Дили, дили, дили, дили! –

Колокольчики будили

Всех зайчат, всех ежат

И ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся.

Дили-день, дили-день!

С добрым утром, новый день!

Произведения детского фольклора открывают ребенку возможность общения с музыкой на понятном ему уровне. Пестушки, потешки вовлекают ребенка в игровое музицирование, в процессе которого происходит не только музыкальное, но целостное развитие его личности. Жанры детского фольклора очень точно нацелены на решение задач психофизиологического развития ребенка в конкретном возрастном периоде. В возрасте четырех-пяти лет оптимальной формой игрового воспитательного взаимодействия с ребенком была прибаутка.

Дети четырех-пятилетнего возраста посещают среднюю группу детского сада. Важными новообразованиями в этот возрастной период являются завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности (ребенок мысленно представляет то, что не видит непосредственно). Развитое воображение в этом возрасте – свидетельство нормального умственного развития.

Как раз прибаутка и была направлена на развитие воображения детей. Героями веселых песенок-игр являются звери, птицы, насекомые, которые олицетворяют характеры людей и их взаимоотношения.

Таким образом, прибаутки предназначены для игры взрослых с детьми на уровне смысла, понятия.