Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Наказания, которые действительно работают

Теперь пришло время поговорить о том, что мы можем сделать после того, как плохое поведение уже произошло, и как свести к минимуму вероятность его повторения в будущем. Это ситуации, когда наказания могут быть очень полезны.

Воспроизведение действия

Целью наказаний является улучшение будущего поведения. Самое полезное наказание, которое я знаю, - это то, что я называю воспроизведение действия. Это небольшое наказание занимает меньше минуты, но оно чрезвычайно эффективно. В этом наказании участвуют двое, вы и ваш ребенок, и вы воспроизводите то, что только что произошло, но на этот раз ребенок делает все правильно, без всякого плохого поведения или возмущения.

Проводите воспроизведение действия после любого проступка, большого или маленького, для того, чтобы дать вашему ребенку практический навык, как вежливо говорить или делать то, что он может сделать для себя сам, сотрудничая с первого раза и без возмущений и т. д.

Воспроизведение действия повлияет на его будущее поведение гораздо более эффективно, чем выговор или нотации. «Мозговой штурм» в любое нейтральное время о том, как себя правильно вести, и воспроизведение действия после проступка представляют собой в высшей степени эффективную комбинацию. И воспроизведение действия всегда заканчивает воспитательный момент на позитивной ноте! Оно исчерпывает инцидент, потому что ребенок уже ведет себя соответствующим образом. И в его долгосрочной памяти сохраняется последнее, что произошло: он поступил правильно и вы были им довольны.

Воспроизведения действия лучше проводить сразу после того, как ребенок плохо поступил. Но вам придется подождать, пока все успокоятся. Начинайте воспроизведение действия до того, как о чем-то заговорите, разрешите ему делать что-либо другое или начнете что-нибудь делать для него. Давайте представим, что вы сказали: «Пора делать домашнее задание» (после того, как вы облегчили ему переход обратным отсчетом), и сначала ваш ребенок спорил или игнорировал вас, но вы оставались спокойным и твердым, и в конце концов он согласился. Как только он перестал расстраиваться, вы можете сказать ему: «Теперь мы сделаем воспроизведение действия. Я говорю: "Пора делать домашнее задание", и в этот раз ты уже не будешь спорить. Что ты будешь делать вместо этого?» Так как ваш ребенок сейчас спокоен, он, вероятно, ответит: «Я просто пойду и сяду», или «Я достану книги», или «Я скажу "хорошо"». В результате этого воспроизведения действия, которое на самом деле является коротким «мозговым штурмом», в ходе которого вы задаете вопросы, а ребенок отвечает, вы убедитесь, что он знает правильный ответ. В этот момент вы оба проиграете эту сцену снова. Вы говорите: «Пора делать домашнее задание», и ваш ребенок говорит что-то вроде: «Хорошо», а затем направляется к своему столу.

Вот еще один пример воспроизведения действия. Допустим, ваш ребенок говорит с вами невежливо. Неуважительное поведение, выражения или тон голоса почти всегда вызваны сильным неприятным чувством, как правило гневом, иногда беспокойством. Не трудитесь поправлять его или говорить что-то бессмысленное, вроде «Ты не должен так разговаривать со мной». Он уже разговаривает так, в данный момент, он с вами говорит именно так! Почти любая родительская реакция на грубость приносит ребенку или подростку удовлетворение, когда он видит, что может спровоцировать вас. Вместо этого подождите несколько секунд и описательно похвалите, когда он остановится. Затем подождите еще немного и спросите, готов ли он к воспроизведению действия. Во время воспроизведения действия он должен будет сказать вам, что он чувствует, описать те же сильные эмоции, но с помощью вежливых слов. Если вы проводите много «мозговых штурмов» о том, как высказывать свое мнение и выражать вежливо сильные чувства, он будет знать, как это делать. И поэтому он, скорее всего, согласится сделать воспроизведение действия.

Если он еще не готов к воспроизведению действия, не отчаивайтесь. Довольно скоро ему от вас что-то понадобится. И тогда вы можете сказать: «Я с удовольствием поговорю с тобой об этом, когда мы сделаем воспроизведение действия». Если вы непреклонны, дети и подростки скоро поймут, что вы настроены серьезно. И поскольку при этом вы остаетесь спокойным и доброжелательным, их естественным стремлением станет потребность порадовать вас, которая возьмет верх и будет мотивировать их к сотрудничеству.

В редких случаях ребенок может показать, что он все еще сердится, либо отказавшись делать воспроизведение действия, либо прикидываясь глупым и делая воспроизведение действия неправильно. Не заставляйте его, иначе вы поощрите его плохое поведение своим вниманием. Помните мои предыдущие советы и не давайте прямых указаний, пока не будете уверены, что ребенок готов сотрудничать. Вместо этого вы можете сказать что-то вроде: «Я вижу, ты не готов сделать воспроизведение действия. Я спрошу тебя снова через несколько минут». И так как за это время ничего веселого или интересного не произошло, даже короткого разговора, у вашего ребенка появится желание сделать воспроизведение действия правильно. И не забывайте использовать описательную похвалу и ответное слушание.

Как воспроизведение действия помогает предотвратить истерики

Поведение детей обычно не меняется за пять секунд. Как правило, это происходит постепенно. Мы видим, что ребенок становится раздражительным или перевозбужденным; мы даже можем сказать, что он «ищет ссоры». Вам, возможно, захочется проигнорировать или простить незначительные проявления повышенного сопротивления, дикую выходку, грубые слова или хвастовство. Мы отчаянно надеемся, что плохое настроение пройдет, отчасти потому, что у нас много работы, у нас планы и у нас просто нет времени на истерику. Мы лучше посмотрим в другую сторону, нежели рискнем подтолкнуть ребенка к истерике. Но обычно плохое поведение постепенно ухудшается, пока не выльется в полномасштабную истерику.

Я знаю, что следующий совет покажется вам довольно нелогичным. Но проводите воспроизведение действия при каждом незначительном проявлении плохого поведения; это часто помогает предотвратить истерику. Это показывает вашему ребенку, что вы главный, и, скорее всего, поможет ему успокоиться.

Вот то, что может произойти в течение первых нескольких недель использования новой стратегии. Не удивляйтесь, если иногда (гораздо реже, чем родители ожидают) ваша непреклонность и последовательность вызовут гнев у ребенка, который привык устраивать истерики, чтобы получить то, что он хочет, или привлечь к себе внимание, и он все равно устроит истерику. Конечно, неприятно, когда это происходит, но этот период продлится недолго.

Через несколько недель вы заметите, что воспроизведение действия и другие стратегии помогают вашему ребенку реагировать более спокойно и разумно на жизненные взлеты и падения.

Никогда не поздно провести воспроизведение действия. Вы можете сделать это на следующий день или даже через несколько недель после происшествия. Оно все равно эффективно повлияет на будущее поведение, если вы объедините его с другими стратегиями воспитания ребенка, который слушает, слышит и понимает. Эта стратегия в равной степени эффективна и с маленьким ребенком, и с подростком, в чем вы убедитесь благодаря следующей истории.