Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Значение рисунка ребенка | Что рисуют дети

Известно ли вам, что рисунок ребенка может рассказать о его взглядах, мыслях, чувствах, переживаниях. И для того чтобы его понять, можно не быть выдающимся психологом. Что же можно узнать, взглянув на картинку, нарисованную ребенком?

В этой статье мы расскажем вам каково значение рисунка ребенка, а также приоткроем завесу тайны в том, что рисуют дети.

Значение рисунка ребенка

1.

Прежде всего, когда малыш покажет вам свой рисунок, спросите, что он нарисовал. Все изображения мы трактуем по-разному, а потому, не исключено, что вы с ребенком не придете к единому мнению относительно того, что же изображено на листе бумаги. Расспрашивая ребенка о рисунке, вы сможете понять, что он хотел показать.

2.

Очень важно, какие цвета ребенок использовал в процессе рисования. Если это 5-6 цветов, то можно с уверенностью говорить о нормальном развитии крохи в эмоциональном и физиологическом плане. Вас должны насторожить монохромные или одноцветные рисунки. Скорее всего, дети, использующие блеклые, темные и однообразные оттенки чем-то обеспокоены и испытывают негативные эмоции.

3.

Перед тем, как расшифровать детские рисунки самостоятельно, можно прочесть о цветах и их значении. Если в картинке преобладает зеленый оттенок, то ребенок радуется, испытывает прилив сил и энергии. Красный цвет говорит о нерастраченной энергии и нервозности, а преобладающий синий указывает на малыша попытку реализовать творческие порывы.

4.

О внутреннем психологическом дискомфорте ребенка могут указывать чересчур увеличенные или уменьшенные изображения, густо заштрихованные зрачки с неестественно большими глазами. В последнем случае не исключен повышенный уровень тревожности.

5.

Если ребенок старше 5 лет заштриховывает рисунки и использует мрачные цвета, скорее всего, он испытывает чувство страха.

6.

Дети, которые являются слишком импульсивными, очень часто не заканчивают рисунок и слишком сильно нажимают на карандаш или фломастер. Отсутствие деталей в рисунке также считается признаком того, что ребенок быстро устает, раздражается, не обладает усидчивостью. Нужно заняться искоренением этих недостатков самостоятельно или с помощью психолога.

Не стоит недооценивать значение детских рисунков. Если вы будете анализировать их, учитывая то, какие отношения складываются у ребенка с членами семьи и сверстниками, то сможете помочь малышу побороть страхи и стрессы, сделать все, чтобы он обрел уверенность в себе и всегда пребывал только в хорошем настроении.

Что рисуют дети?

С трех до пяти лет дети, уже научившиеся смотреть, стремятся видеть окружающий их мир и себя в нем. Детские рисунки рассказывают нам об этом удивительном процессе.

Мышление детей до четырех лет ограничено конкретными образами, и потому они не умеют обманывать, подменяя реальную действительность более выгодной. Они очень правдивы в поисках обозначения реальности. Однако реальность детского образа мира ребенка отличается от реальности образа мира взрослого. Метафоричность детского, как и древнейшего, мышления состоит в образном отражении и постижении мира: все предметы равноправны, одинаково живы, являются равноценными частями мира, вне которого нет ничего.

Что рисуют дети от 3 до 5 лет?

Для детей трех-четырех лет характерно стремление к образотворчеству. Это одна из основных характеристик такого типа миро-отношения, построенного на недостаточно развитом мыслительном аппарате при ориентации на «мир вокруг меня». Мир воспринимается ребенком как «сгусток деятельностей», причем источником этих деятельностей является он сам. В конечном итоге сознание своей активности, своей способности организовать эти деятельности в нечто связное, единое приводит к появлению осознания Я как центра, организатора и в известном смысле творца собственного мира. Наступает новый этап изменения строения сознания ребенка, выражающийся в «кризисе трех лет». Он характеризуется прежде всего тем, что ребенок, уже ставший субъектом, начинает сознавать себя субъектом.

Изменение отношения к себе не может не отразиться на процессе и результате изобразительной деятельности, так как рисунки детей от 3 до 5 лет предельно честны, отражают поиски точной формы для реальности, в которой ребенок существует. Он удивительно наблюдателен, и ему просто необходимо поделиться с кем-либо своими наблюдениями. Бесконечный трехмерный мир, который воспринимается во времени, в движении, двумя глазами, трансформируется в ограниченную размерами листа двухмерную неизменную картинку. Это сложный, но увлекательный процесс. Процесс, включающий и восприятие себя – той основы, благодаря которой ощущения, полученные из окружающего мира, наполняются смыслом, и освоение этого мира.

О чем могут рассказать рисунки детей от 3 до 5 лет?

Маленький человек открывает мир, центром которого является он сам. Этот мир растет и изменяется вместе с тем, как растет и изменяется сам ребенок. Равноправность и одушевленность предметов позволяют ребенку искусно моделировать пространство листа, гармонично заполняя его изображениями. Плоскость листа (символ мироздания) используется полностью, без учета его верха и низа. Предметами изображения в условных, схематических формах становятся люди, вещи, которые окружают ребенка, природные явления, даже само течение времени.

Ребенок рисует поезд - В окнах, напоминающих кривые кружочки, пары точек – глаза мамы, папы, сестры. Затем окна старательно закрашиваются. Оказывается, наступила ночь и в вагоне выключили свет.

Пространство изображения формируется предметами и персонажами, условно говоря доступными осязанию: близкими, хорошо знакомыми и любимыми. Главным в рисунке является автор, даже если он не изображен, так как перед нами образ его мира. Ориентация изображения не имеет значения, ребенок свободно может рисовать и «вверх ногами», объединяя в одной композиции разновременные события. Именно так был нарисован поезд.

Вспомним произведения первобытного искусства: даже оставляя «за кадром» самого человека, они очерчивают сферу его основных интересов. Для древнего человека это животные (одновременно и боги, и пища, и опасность). Границы изображения задает характер естественной поверхности, на которой оно существует (например, свод пещеры). Одиночные статичные фигуры или группы фигур иногда перекрывают друг друга, расположены под разными углами вне зависимости от привычных современному зрителю представлений о «верхе» и «низе» изображения. Зрительно связь между сопредельными фигурами не обнаруживается, что не исключает смысловой связи между ними (так описывает древние изображения В. Мириманов). Очень похоже на описание раннего детского рисунка, не правда ли? Может быть, дело в сходном осмыслении своего места в жизни? Сходство композиционной организации изображений маленьких детей и палеолитических рисунков делает теории биогенетиков небезосновательными.

Рисунки мира глазами детей

Исследователь детского изобразительного творчества А. В. Бакушинский рассматривает каракули, которые появляются на втором-третьем году жизни, как знаковое отражение не расчлененных пространственно-временных ощущений ребенка первых месяцев жизни, «где не было еще "я" и "не я", мира внутреннего и мира внешнего, где содержание переживаний было безобразным по форме».

Исследования А. В. Бакушинского показывают разницу между чувственным познанием и обозначением этой реальности. Ученый обращает внимание на то, что все фазы художественно-творческого развития ребенка в изобразительной деятельности соответствуют фазам его физического и духовного роста, развитию пространственно-временных представлений. Однако опосредованное отражение реальности (изображение) отстает от непосредственного отражения реальности в чувственном познании ребенка примерно на полтора-два года.

Ребенок не начинает с частей и не идет от них к целому, а, наоборот, от изображения диффузного, грубого целого он постепенно переходит к изображению частей.

В это время рисование, если такая возможность предоставляется, может продолжаться до того момента, пока ребенок физически не устанет. Внимательные родители подкладывают бумагу: еще лист, еще и еще... «Художником будет!» – восхищенно вздыхает бабушка и покупает двухлетнему внуку первый альбом. Будущий Пикассо берет фломастер, лихим движением рисует маленькую загогулину и... все. Уговоры встревоженных родственников заполнить оставшуюся не у дел плоскость листа (такого большого!) разбивается о железное: «Уже нарисовал». Страничка переворачивается. Та же участь постигает следующую. Можно, конечно, сетовать на детскую расточительность, а между тем на наших глазах рождается новый мир – мир изображений. Рука маленького творца отделяет «свет от тьмы», форму от пространства. Эта форма в этом пространстве может быть чем угодно, кем угодно и где угодно. С ней можно играть, наделяя в своем воображении сотнями образов.

Какой смысл в картине ребенка?

Самым интересным и, может быть, самым загадочным моментом в развитии способности к созданию изображений и является появление содержания в рисунке. На рисунках 3 и 4, казалось бы, одинаковые, ничего не значащие каракули и впору бы задаться вопросом: какой смысл в картине ребенка? Однако это справедливо лишь для первого изображения, автор которого с большим удовольствием возил по листу бумаги ярким фломастером и соглашался с любым предлагаемым для «шедевра» названием.

Рисунок 4 – это серьезное реалистическое изображение прогулки во дворе. Автор этого произведения в данный момент кружится на карусели, а вокруг бродят его друзья, ожидая своей очереди. Это действительно изображение реальности, вот только в основу образа положен не зрительный, а двигательный опыт.

По внешнему виду эти изображения, с точки зрения взрослых, почти не отличаются, однако характер изобразительной деятельности коренным образом изменяется. Ребенок уделяет рисованию гораздо меньше времени. Причина этого в том, что он устает не физически, а умственно.

Если еще недавно рисунки могли быть обозначены любым предложенным взрослым названием: «Это солнышко?» – «Да!» – «А может быть, ниточки?» – «Да!», – то сейчас ребенок точно знает и помнит что он нарисовал.

На первых порах изображения пространственно не структурированы, не ориентированы в границах и не зависят от размеров предлагаемого ребенку прямоугольника листа. Верх и низ рисунка могут быть где угодно. Изображение ограничивается двигательными возможностями руки, «форма, пространство и ориентация штрихов обусловливаются механической конструкцией руки и кистей рук, а также темпераментом и настроением ребенка» (Р. Арнхейм).

Появляющаяся в пространстве листа форма может быть чем угодно, кем угодно, с ней можно играть, наделяя в своем воображении множеством образов. Вот маленький рисовальщик, пытаясь повторить рисунок мамы, изображает солнышко. А через некоторое время линии солнечных лучей, щедро озаряющих плоскость листа, превращаются в мамин портрет, похожая комбинация линий становится цветком, шкафом, кошкой и т. д.

Увлечение, с которым ребенок играет с линиями и пятнами, подсказывает: «Обратите внимание! Это важно для меня!»

Потребность в одобрении своей деятельности, растущий опыт зрительного восприятия приводят маленького художника к поиску форм изображения, одинаково понятных ему и окружающим.

Вот пример, иллюстрирующий ассоциативное возникновение образа. Алена (два года девять месяцев) уже на третьем листочке рисует энергичные загогулины. На вопрос о содержании рисунка не отвечает – ей просто нравится яркая малиновая линия, которую оставляет фломастер. В этот момент кто-то случайно подтолкнул девочку и на листе появился зигзаг, напоминающий букву «М». «Птичка!» – удивилась Алена. Добавленные по просьбе взрослого линии хвоста и глазки уже почти приблизили рисунок к «похожему» изображению. Но вот не удалась попытка раскрасить клюв и (о ужас!)

ребенок с большим трудом, но очень старательно обводит птицу в несколько приемов замкнутой линией: «Муху ловит!» «Неудача» превращена в муху, траектория движения птицы в погоне за мухой обозначена, справа для достоверности появляется папа, наблюдающий процесс ловли мухи из-за деревьев. Сюжет развернулся из случайно подмеченного сходства, но как серьезен и достоверен этот иллюзорный мир! Его видимый след появился в результате диалога – вопросов взрослого и графических ответов ребенка.

«Детский рисунок часто не соответствует тому, что желает увидеть взрослый. Но стоит ли укорять детей и имеем ли мы на это право? Ведь ребенок не копирует, а моделирует предметы действительности» (Д. Пивоваров). Процесс закрепления определенного смысла за изображением чрезвычайно важен для ребенка.

Родители Гриши были обеспокоены тем, что мальчик перестал рисовать, когда пошел в детский сад. Постепенно, познакомившись с бережно сохраненными родителями «досадичными» рисунками мальчика и поговорив с воспитателем, мы выяснили, что проблема заключена в несовпадении значений одной и той же графической формы у мальчика и воспитателя. Конфликт начался с задания, обязательного по программе для младшей группы детского сада. Ребятам предлагалось нарисовать заборчик для зайчика (тема уже сама по себе вызывает недоумение, но программа есть программа). Но для Гриши две длинные горизонтальные линии и множество пересекающих их коротких вертикальных линий обозначали железную дорогу! Этот предмет был основой его рисунков о путешествии на поезде. Отказываясь от навязываемого ему содержания, мальчик защищал созданный им мир.

Однако примеры описанного сопротивления очень редки. Обычно дети доверяют опыту взрослых, а потому постепенно перестают искать в линиях и пятнах собственный смысл и в конце концов оказываются способными только повторить образец. «Стоит взрослым вмешаться и лишить ребенка инициативы, как у него пропадает интерес к рисованию. Замирая на каком-то этапе развития рисунка, активность ребенка становится чисто формальной. Вмешательство в естественное развитие детского рисунка равнозначно вмешательству в процессы эмбрионального развития ребенка. Удивительно, но мы до сих пор не осознаем, что рисование – не случайное явление, что рисунок выполняет важные и вполне определенные функции...» (Д. Пивоваров).

В этот период ребенку необходимо заинтересованное внимание взрослых, одобрение поисков формы в изображении, активное сотворчество («диалог на бумаге»). Абсолютно недопустима негативная оценка рисунков. Очень важным фактором развития является среда для экспериментирования. Чем младше ребенок, тем больше должен быть лист и качественнее художественные материалы, чтобы первые эксперименты с линией, цветом и формой были красивыми.

Как трактовать детские рисунки?

Изображение – любое построение на бумаге, создаваемое ребенком, которое отражает многообразие его опыта. Это всегда реадиетическое произведение. И то, какой опыт положен в основу изображения, приоткрывает завесу над тайной восприятия мира. Это может быть опыт тактильных ощущений, зрительного восприятия, логического осмысления действительности, соответственно можно выделить двигательно-тактильный, визуальный и интеллектуальный реализм в рисовании ребенка (В. С. Мухина).

У детей трех – пяти лет замысел изображения появляется, развивается и видоизменяется в процессе его воплощения, и суть изображения взрослый зачастую может понять лишь из диалога с автором. Поэтому чтобы понять значение детских рисунков нужно почитать комментарии к рисункам, которые составляют их неотъемлемую часть.

Как понять значение детских рисунков?

Данный рисунок, построенный на основе зрительной памяти, трудно анализировать, разгадывая символические значения деталей изображения в соответствии, например, с интерпретацией известного теста «Дом, дерево, человек». Это узнаваемый образ дачного домика, который строит дедушка мальчика. На рисунке появились и с размахом выполненный фундамент, и сруб, в котором прорезано только одно окно, а то, что выглядит на рисунке как штриховка, – это приставная лестница, по которой хозяева попадают внутрь. Линии на крыше – стропила, кровли еще нет. Перед домом – необыкновенной красоты цветы. Показывая фотографии сооружения, дедушка приговаривал: «Внук все точно нарисовал. Может, я и не совсем правильно строю, но своими руками!» В основе данного рисунка – удивительное для ребенка этого возраста внимание к внешней форме предмета (рисунок создан много лет назад, сейчас его автор учится в художественной школе).

Рисунки 12 и 13 показывают, как строит изображение ребенок, стремящийся в визуальной форме отразить всю полноту сведений о предмете.

«Машина» – это рассказ о вынесенном в название рисунка средстве передвижения. Здесь есть все: и четыре колеса, и кружочек на переднем колесе – сцепление, и выхлопная труба и руль, и сиденье водителя. Габаритные огни светят неярко и недалеко (коротенькие штрихи), фары ближнего света светят дальше и ярче (штрихи подлиннее), а фары дальнего света светят очень далеко и очень ярко.

На багажнике машины зеленый рюкзак, внутри которого любимая игрушка мальчика – бегемот. Рюкзак изображен «в разрезе». Это пример так называемого «рентгеновского рисунка».

На рисунке 13 квартира, где живет юный художник. Изображен стол с пирожками, душевая сетка и, как вы думаете, что еще? Мама? Сам художник? Нет, это телевизор. Сначала был нарисован экран и голова диктора. Затем ребенок засомневался в правдоподобии изображения. «Она ведь там целая!» – резонно заметил он и дорисовал одежду, руки, авоську: «В магазин ходила, помидоры купила». (Автор рисунков вырос и достигает значительных успехов в математике.)

Что изображено на детских рисунках?

Иногда для изображения наиболее важным становится фактура поверхности предмета. Зримый образ подчиняется тактильным ощущениям автора. В своем исследовании детской изобразительной деятельности психолог В. С. Мухина приводит пример того, как трехлетние дети рисовали по памяти чучело белки. В одинаковых условиях два брата-близнеца играли с белочкой, рассматривали ее мордочку лапки, гладили по шерстке. Но посмотрите, насколько различны их рисунки

Рисунок белки: а – на основе непосредственных двигательно-тактильных впечатлений, б – на основе непосредственных визуальных впечатлений (авторам-близнецам по три года семьмесяцев)

С течением времени дети все больше концентрируют свое внимание на зримом образе предметов, может быть сознательно или под сознательно отвечая ожиданиям взрослых. Однако и в более старшем возрасте, если ребенок не боится получить негативную оценку своей работы, в детских рисунках проявляются особенности восприятия мира.

На рисунке 15 изображен воин в кольчуге. Рисунок был выполнен после экскурсии в музей, где детям дали потрогать это старинное одеяние.

На рисунке 16 внимание художника сосредоточено не на видимой форме лошади, а на ощущениях от прикосновения к ее шерсти.

Темами для рисунков могут стать также образы, связанные с переживаниями, которые мучают малыша, но о которых он по той или иной причине не в состоянии рассказать словами.

Четырехлетний Никита приносит рисунок и говорит: «Это чудовище». На вопрос, что же чудовищного в этом милом, улыбающемся человечке, мальчик шепчет на ухо: «Оно какает!!!» Оказалось, что раньше у ребенка возникали серьезные конфликты с мамой по поводу чистоты штанишек, а страх остался до сих пор.

Дети разные. Они по-разному осваивают окружающую их действительность. У каждого свои специфические особенности и темп развития. На рисунке 18 автопортреты, выполненные детьми примерно одного возраста: три и три с половиной года (средняя группа детского сада). Они показывают, что не существует неизменного соотношения между биологическим возрастом ребенка и уровнем его рисунков. В рисунках отражается индивидуальная стадия зрелости и уровень развития интеллекта.