Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье
Рождение, развитие и воспитание детей » Содержание, уход и развитие ребенка до 1 года » Творчество » Что изображено на картинке детей | Процесс создания рисунка ребенком

Что изображено на картинке детей | Процесс создания рисунка ребенком

«Проследить за тем, как из каракулей ребенка возникает организованная форма, – это значит увидеть одно из удивительных явлений природы» (Р. Арнхейм). Однако, прежде чем свершится подобное преображение, ребенок шаг за шагом преодолеет несколько этапов в своем развитии, сопровождающихся радостями побед и горестями поражений.

Из этой статьи вы узнаете что изображено на картинке детей, а также как протекает процесс создания рисунка ребенком.

Развитие творчества у детей дошкольного возраста

Для трехлетнего ребенка рисование – это и любимая игра, и развлечение, и серьезная работа. В детском саду он с удовольствием начинает постигать премудрости рисования под руководством воспитателей. К этому времени ребенок вступает в новый период своей жизни с багажом уникального опыта, и понимание особенностей предыдущего этапа является основой для развивающего диалога.

В раннем детстве восприятие мира ребенком эмоционально. Малыш живет в пространстве, жизненным центром которого является мать, она в непосредственном общении создает условия для возникновения у ребенка собственного жизненного мира (Л. С. Выготский). Развиваясь, ребенок начинает осознавать свою отдельность от матери. Обретение чувства индивидуальности начинается с осознания частей своего тела, их положения в пространстве, возможности контролировать движения, реагировать на воздействия извне.

Как только ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным, у него возникает потребность в самореализации. Это свидетельствует о начале формирования «образа Я».

Когда ребенок начинает рисовать?

Создание изображений ребенком, как правило, начинается на втором или третьем году жизни. К двум-трем годам ребенок способен различать объективный мир, не зависящий от его собственных действий, и мир субъективный, переживаемый им в образах фантазии и сознаваемый в понятиях. Идеи, образы сознания, возникающие на основе восприятия, тесно переплетаются с чувствами, эмоциями. У ребенка возрастает потребность в общении и понимании.

Изображение, наряду с речью, становится тем языком, который ребенок осваивает (учит) и самостоятельно создает. Именно создает!

Прежде чем освоить язык взрослых, ребенок учит их разговаривать на своем. Мы радуемся забавным названиям, которые он дает предметам и явлениям, порой надолго оставляя их в домашнем словаре. А к рисункам относимся свысока: «чем бы дитя ни тешилось...» И чаще всего ребенок остается один на один с проблемой превращения накапливающихся представлений о реальности в наглядный и понятный окружающим знак. Он создает так называемые автономные знаки, за которыми закрепляет определенное значение. Взрослыми они воспринимаются как бессмысленные каракули, однако для малыша это первые попытки отразить свой уникальный опыт осмысления, переживания и взаимодействия с миром и выразить свое отношение к нему. Они чрезвычайно важны, потому что индивидуальный опыт ребенка уникален, в нем есть то, что отсутствует в опыте человечества, иначе развитие и прогресс были бы невозможны.

Со временем ребенок с помощью взрослого начинает использовать и накопленный социальный опыт: учится создавать изображения, понятные взрослым.

Как происходит создание изображений ребенком?

Путь к первым рисункам начинается тогда, когда ребенок замечает след, который оставляет за собой ручка, карандаш или фломастер. Это удивительное явление вызывает непреодолимую потребность в экспериментах, которые приводят к парадоксальным результатам: взрослые не разделяют восторга по поводу появления изящных штрихов на новеньких обоях и линий, оставленных фломастером на обивке дивана. А листок бумаги, который каждый раз оказывается под рукой, явно не рассчитан на свободные движения от плеча.

Первая победа над собой – это контроль за рукой и капризными линиями, которые уже не «выпрыгивают» за грань листа. Это сложно, но вы видели, с каким упоением маленький ребенок водит карандашом по бумаге, покрывая листы сеткой каракулей? Это первая, еще доизобразительная фаза развития детского рисунка.

Что изображено на картинке детей?

В силу специфики изобразительной деятельности информация, заключенная в рисунке, может быть считана лишь зрительно. Поэтому постепенно, осваивая современную культуру, для создания изображения ребенок учится использовать только зрительную информацию, а все остальное игнорировать, отсеивать, отфильтровывать. Ребенка все больше интересует не сам процесс рисования, а результат, изображение, которое он создает. «А у меня похоже? А у меня правильно? А у меня красиво?» – вот те вопросы, которые все больше волнуют маленьких художников.

Очень важно, чтобы потребность ребенка в освоении выразительного языка изобразительного искусства была удовлетворена взрослым как носителем культуры. Чтобы увидеть как ребенок создает изображение для этого необходимо дать ему возможность освоить различные художественные материалы, узнать об особенностях техники акварельной, гуашевой живописи, о свойствах графических материалов.

Художественный образ по отношению к детскому рисунку частный случай графического построения. Создаваемый ребенком чаще всего интуитивно, «образ несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение человека к миру» (Б. П. Юсов). По мнению педагогов, художественный образ (специфический, присущий искусству способ отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника) ребенок способен создать на любом этапе своего развития. Художественный образ рождается в воображении, воплощается в создаваемом произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздается воображением зрителя, читателя, слушателя. Для создания эстетически ценного продукта в изобразительной деятельности ребенка в неразрывном единстве должны присутствовать переживание, осмысление и воплощение.

Как ребенок создает изображение?

На занятии дети рисовали иллюстрацию к стихотворению про Ивана Петровича, который «летним днем гулял в саду и увидел там на ветке попугая какаду»... Попугай приветствовал Ивана Петровича, но тот ничего не ответил, так как «не привык он с кем попало разговаривать в саду». На рисунке 28 пример изображения, соответствующего уровню возрастной нормы. Юная художница изобразила и сад, и Ивана Петровича, и попугая (для того, чтобы понять смысл происходящего, необходимо познакомиться с текстом стихотворения).

Игорь Иртеньев

Иван Петрович и какаду

Как-то раз Иван Петрович

Летним днем гулял в саду

И увидел там на ветке

Попугая какаду.

– Добрый день, Иван Петрович, –

Вдруг промолвил какаду, –

Что-то вас давно не видно

В нашем маленьком саду.

Ничего Иван Петрович

Не ответил какаду –

Не привык он с кем попало

Разговаривать в саду.

Автор другого рисунка дает характеристику и Ивану Петровичу (не очень-то приветливое у него лицо), и попугаю, слезинка на глазах которого не оставляет сомнения в том, как он относится к несостоявшемуся разговору.

Переживание, эмоциональный отклик на то или .иное событие всегда связано с оценкой. «Что это событие значит для меня? Хорошее оно или плохое? Веселое или грустное?» Одушевленный мир, окружающий ребенка, вообще существует постольку, поскольку ребенок как-то к нему относится. Этические и эстетические оценки практически неразличимы. Доброе – прекрасное, злое –- безобразное. Этот предмет мой, хороший, любимый. А эта вещь плохая, некрасивая. Предметы сами по себе, как определенная форма, ребенка чаще всего не интересуют.

Зло и добро – очень важные категории для детей. Появляясь в рисунках, зло само часто обретает конкретный образ, персонифицируется. Дети обычно с готовностью откликаются на предложения нарисовать и сказочных злодеев, и зло само по себе в виде самых фантастических образов. Для них очень важно обозначить, определить для себя границы зла, собрать из гнетущих ощущений конкретный образ и отделить его от себя.

А вот нарисовать добро сложнее. Требуется серьезный разговор о том, что оно раскрывается, обнаруживается во взаимоотношениях между людьми.

Практически до семи лет ребенок не испытывает необходимости в осмысленном, целенаправленном использовании выразительных средств изобразительного искусства. Выразительность работ ребенка связана с тем, что, рисуя, он вживается, «выгрывается» в изображаемую ситуацию и его движения и выбор цвета соответствуют переживаемой ситуации и внутреннему состоянию.

Насколько важно эстетическое воспитание ребенка?

Эстетическое воспитание связано как раз с освоением опыта эмоций, чувств, социально-нравственного опыта, накопленного человечеством за всю историю его существования. Этот опыт аккумулируется и передается искусством. Что бы ни было предметом изображения в живописи, графике, скульптуре, суть произведений искусства в «разговоре» о человеке и в оценке, которую дает любому явлению конкретный человек – художник. Естественная способность ребенка любую тему пропускать сквозь свой индивидуальный опыт должна быть поддержана и развита.

Для взрослого чрезвычайно важно верно подобрать художественный материал для работы и выстроить общение по поводу изображения так, чтобы ребенок пережил именно те эмоции, которые станут основой выразительности его работы. А еще – дать возможность совершать открытия.

У каждого ребенка свой неповторимый жизненный путь. Эта неповторимость отражена в самой сущности изображения – образе, объединяющем и индивидуальное и социальное начало. Процесс развития способности создавать зримые образы сугубо индивидуален. Внимательное отношение к экспериментам с художественной формой позволит вовремя заметить особенности в развитии ребенка.

Внимательно наблюдая за изменением создаваемого ребенком иллюзорного мира изображений, мы можем увидеть процесс изменения его образа мира, смены представлений ребенка о своем месте в нем и месте этого мира в себе.

Процесс создания рисунка ребенком

Давайте представим процесс создания рисунка в виде схемы.

Во-первых, чтобы что-то нарисовать или слепить, это «что-то» должно существовать. То есть необходим предмет изображения (любой предмет объективной или субъективной действительности, явление природы или социальной жизни, переживаемые эмоции, чувства и т. п.).

Во-вторых, этот предмет необходимо или увидеть, или услышать, или потрогать, понюхать или полизать, необходимо что-то узнать о нем – включить восприятие. Причем для того чтобы передать свое отношение к тому, что воспринимается, конечно же, недостаточно распознать стимулы, поступающие от физического мира к рецепторам органов ребенка. Необходимо прежде всего увидеть, услышать, почувствовать динамическое выражение форм, цветов и музыкальных звуков.

Как ребенок создает рисунок?

Целостное, художественное восприятие внешнего облика – это исходная точка всякого осмысления. Для ребенка художественное восприятие включает в себя эмоции и переживания, так как предметом изображения становится только то, что имеет особое значение.

Ребенок создает рисунок когда у него возникает идеальный образ. По словам психолога В. С. Мухиной, он включает в себя зрительные образы предмета (последовательный образ предмета изображения или образ предмета, хранящийся в памяти ребенка), представления о нем и отношение к нему, схему умственных действий ребенка по преобразованию образа предмета в изображение, а также двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета. В идеальном образе, результате работы творческого воображения, в неразрывном единстве слиты индивидуальный (базовый внутренний) опыт и социальный – навыки и умения изобразительной деятельности, полученные в процессе обучения.

Для того чтобы стать доступным другому человеку, превратиться в средство общения, идеальный образ должен быть воплощен с помощью художественных материалов.

Реализация идеального образа

Процесс воплощения идеального образа – практическая деятельность ребенка по созданию изображения в том или ином художественном материале с помощью тех или иных средств выразительности языка изобразительного искусства. Оттенки эмоционального состояния юного художника может выразить цвет – основное выразительное средство живописи; передать динамику развития сюжета поможет выразительное средство графики – линия и т.д. Безусловно, материалы и инструменты, которыми пользуется ребенок, должны быть отличного качества. Обидно, если такой сложный процесс создания образа не получит завершения из-за того, что ребенок просто физически не в состоянии рисовать плохим карандашом на кусочке серой тонкой бумаги «потребительского формата» и извлекать цвет из школьно-оформительских акварельных красок кисточкой для клея.