Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией

Все дети иногда ведут себя агрессивно. Ваш ребенок должен знать, что кусаться, биться, толкаться и бросаться предметами недопустимо. Обратите внимание на предлагаемые ниже рекомендации о том, как проводится работа с детьми агрессивного поведения и как бороться с агрессией у детей дошкольного возраста.

Причины детской агрессии

Изучите причины агрессивного поведения вашего ребенка. Переутомленный малыш может начать вести себя неадекватно, без всякой причины ударяя кулаками своего напарника по игре. Определите, в какое время дня ваш ребенок начинает уставать, и в дальнейшем планируйте его игровое время и активность так, чтобы не создавались проблемы. При наступлении времени усталости старайтесь не пропустить признаки возможной агрессивности.

Анализируйте то, как вы играете и дисциплинируете своего ребенка. Игры с применением силы в домашних условиях порой способствуют тому, что дети начинают переносить свои игровые навыки на повседневное поведение с окружающими. А некоторые ребятишки просто не понимают, где проходит линия раздела между безопасной борьбой и причинением боли другому человеку. Обязательно добейтесь того, чтобы ваш малыш понимал, что причинять боль другим нельзя ни при каких обстоятельствах.

Избегайте также того, чтобы он не приучился к агрессивным, действиям. Если вы кусаете его в ответ на его укус или шлепаете за то, что он ударил приятеля, он начинает усваивать, что применение физической силы - это оправданный ответ тому, кто расстраивает или злит его. Будьте с малышом строги, но в то же время великодушны.

Как бороться с агрессией у ребенка?

Часто дети настолько легко общаются, что мы можем предположить, что они делают это инстинктивно, забывая, что им необходимо научиться дружить. Ребенку очень сложно перейти от ощущения себя единственным в семье к пониманию того, что он - лишь один из многих. Научиться дружить так же важно для ребенка, как научиться ходить или говорить. Дети осваивают различные навыки в определенное время и в подходящем для них темпе. Некоторые дети всегда будут легче находить друзей, и это нормально, однако к восьми годам большинство из них уже научится в той или иной форме дружить. Поэтому ребенок, который не умеет взаимодействовать с другими детьми, требует к себе особого внимания. Наслаждаться своей собственной компанией и быть в изоляции - это совершенно разные вещи.

Удивительно, но агрессивное поведение у ребенка заразно. Весьма вероятно, что, пытаясь заставить агрессивного ребенка вести себя иначе, вы сами склонитесь к проявлению агрессии. Ни одному ребенку нельзя позволять обижать других. Возможно, нам не удастся полностью предотвратить агрессию, но мы обязаны создать атмосферу, в которой агрессивное поведение не поощряется, а встречает отпор. Однако мы обязаны беспокоиться об агрессоре так же сильно, как и о жертве! Агрессивный ребенок хочет, чтобы взрослые считались с ним, своим поведением он показывает, что он несчастен. Борясь с агрессией ребенка, вы всегда помогаете ему.

Как справиться с агрессивным поведением ребенка?

1.

Проводя работу с детьми агрессивного поведения постарайтесь не выходить из себя и не наказывать малыша - это лишь заставит его чувствовать себя виноватым.

2.

Чтобы бороться с агрессией попробуйте поговорить с вашим ребенком-агрессором о его жертве. Что в жертве нравится вашему ребенку? Какие положительные качества вашего ребенка могли бы понравится его жертве? Таким образом вы помогаете ребенку проанализировать его взаимоотношения с жертвой.

3.

Может быть, агрессивное поведение вашего ребенка как-то связано с тем, что происходит в ваших взаимоотношениях с супругом?

4.

Агрессивные дети всегда чувствуют замешательство и бессилие. Если вы видите, что разговор не помогает или ваш ребенок не может говорить об этом с вами, то обратитесь за профессиональной помощью чтобы начать работу с ребенком агрессивного поведения.

5.

Как бороться с агрессией? Обучите малыша правильным словам. Объясните ему, как выражать злость и недовольство словами, покажите, что таким образом вполне можно справиться с возникшей проблемой. Сначала научите его правильно определять свои чувства: «Ты сейчас очень сильно сердишься». Затем четко определите нормы поведения в таких ситуациях: «Ты не должен кусаться. Денису от этого больно».

6.

Подскажите ребенку способы освобождения от негодования и ярости. Покажите ему другие, более приемлемые способы вымещения гнева. Пусть постучит по кастрюле или по подушке, чтобы выпустить пар.

7.

Чтобы избавить ребенка от агрессии не уделяйте ему излишнего внимания когда он ведет себя агрессивно. Ваш малыш может усвоить, что его плохое поведение привлекает больше внимания, чем хорошее.

Безусловно, во время коррекционной работы вмешиваться и останавливать его необходимо, но не увлекайтесь и не обращайте на ребенка больше внимания, чем того требует ситуация. Не забывайте хвалить его, когда он ведет себя спокойно и послушно. Вскоре он поймет, что вовсе не надо швырять миску с кукурузными хлопьями или толкать младшую сестренку, чтобы привлечь к себе ваше внимание.

Работа с детьми агрессивного поведения

Постарайтесь понять его чрезмерно интенсивные реакции и позволяйте ему выражать их, помогая ему в то же время усвоить, что приемлемо, что нет.

Ищите способы, помогающие вашему ребенку успокаиваться. Приказания и угрозы, как правило, не действуют в работе с поведением агрессивного ребенка и в момент вспышки раздражения и ярости. Помогите ему успокоиться самостоятельно. Малыш, потерявший контроль над своим поведением, просто не знает, как остановиться. Попробуйте сказать ему: «Сейчас я помогу тебе успокоиться». Это даст ему понять, что вы на его стороне и вполне контролируете себя.

Можно также устроить в доме «злой угол» и предложить ребенку изливать свое негодование на игрушке для битья. Другой способ работы с ребенком агрессивного поведения - легкое посвистывание над ухом. Некоторые ребятишки успокаиваются, отвлекаясь. Другие предпочитают ласку и родительские объятия.

Как воспитывать ребенка с агрессивным темпераментом?

1.

Чтобы бороться с агрессией установите твердые нормы приемлемого поведения. У вашего ребенка появляются чрезмерно интенсивные приступы недовольства, но это вовсе не значит, что ему позволено выражать свои эмоции так, как он захочет. Он должен усвоить, что, рассердившись, он не имеет права бить других. Малыш уже понимает, что его вопли и визги мешают окружающим и есть места, где нельзя впадать в истерику. Объясните ему, что нужно отойти в сторонку и постараться успокоиться.

2.

Обеспечивайте постепенную смену видов деятельности. Из-за своего упрямства дети такого типа не всегда способны прервать свое занятие, чтобы переключиться на другое. Если вы скажете ребенку закончить играть, потому что пора идти спать, он может впасть в длительную истерику и эмоционально взвинтить себя так, что не сможет заснуть еще несколько часов. Вместо резкого приказания лучше заканчивать занятие малыша постепенно.

Например, попросите его переодеться в пижаму пораньше в этот вечер. А потом предложите ему почистить зубы. Но пусть он возьмет с собой в ванную ту игрушку, которой был занят, чтобы он не думал, что должен сразу же прекратить играть. Перед отходом ко сну используйте какой-нибудь приятный для него ритуал, например чтение сказки. Можете начать читать в том месте, где он играет, а закончить, когда он уже ляжет в постель.

3.

Поощряйте его усилия по установлению хороших отношений. Агрессивным детям трудно сдерживаться. Поэтому важно не упустить возможность похвалить ребенка, который старается управлять своим поведением: «Молодец, что оделся быстро. Я понимаю, что тебе не очень хочется выходить из дому». Или: «Хорошо, что тебе удалось не рассердиться».

4.

Обдумывая предстоящую поездку или прогулку, заранее сообщайте ребенку, как следует себя вести. Например, вы планируете путешествие на автомобиле, но из прошлого опыта знаете, что ваш малыш может вести себя беспокойно и даже расстегивать ремень безопасности.

Перед тем как сесть в машину, сообщите ему, куда вы поедете и сколько времени это займет. Поскольку ребенок еще недостаточно хорошо ориентируется во времени, вам придется объяснить это таким образом, чтобы ему было понятно. Можно сказать: «Мы собираемся отправиться к бабушке. Приедем туда к обеду. Ты будешь сидеть на заднем сиденье, пристегнувшись ремнем. Если тебе захочется побегать, попроси нас остановиться». Имеет смысл также напомнить малышу о приятных моментах во время прошлой подобной поездки.

5.

Позволяйте ребенку некоторые шалости в поведении. Предположим, ваш малыш любит громко петь по утрам, как раз в то время, когда вам хочется покоя. Разрешив ему сделать то, что ему нравится, в одной ситуации, вы избежите крупных стычек в других случаях. Например, если он начал громко петь в ресторане, скажите: «Я знаю, что ты очень любишь петь, но ресторан не место для пения. Ты сможешь заняться этим дома». И он будет знать, что это действительно так, потому что вы разрешали ему делать это дома и раньше.

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Агрессивные дети, как и все дети на свете, любят и хотят играть. Играя с ними, надо помнить, что для того, чтобы снизить их агрессивность, следует подбирать игры, которые, во-первых, научат их выражать свой гнев приемлемым способом, а во-вторых, будут способствовать развитию саморегуляции.

Состав участников игр не ограничен: взрослый и ребенок, родители и дети, группа детей и воспитатель. Некоторые из них можно успешно использовать на детских праздниках, когда необходимо организовать детей, переключить их внимание или разрядить обстановку.

Иры на коррекцию агрессии у детей

Игра «Обзывалки». Эта игра помогает бороться с агрессией и выплеснуть гнев в приемлемой форме. Она полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими. Это могут быть, например, названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов

«А ты... морковка!». В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты... солнышко».

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Игра «Два барана» предоставляет ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.

Со словами: «Рано-рано два барана повстречались на мосту» - взрослый и ребенок, широко расставив ноги и склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять сопернику, не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е».

Игра «Камушек в ботинке» дает ребенку возможность сообщить о своих трудностях, как только те возникают, в нее полезно играть, когда он обижен, сердит или никак не может сосредоточиться на выполнении задания. Эта игра может проводиться в семьях чтобы бороться с агрессией, где несколько детей (нами рассмотрен как раз такой случай), и в семьях с одним ребенком.

Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда кому-то в ботинок попадает камушек. «...Возможно, сначала этот камушек не очень мешает. Иногда даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке" или "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что вас еще удручает...»

Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве ритуала, чтобы побудить даже самого стеснительного ребенка рассказать о своих проблемах и заботах.

Игра «Толкалки». С помощью этой игры ребенок может научиться направлять агрессию в позитивное русло, соизмерять свои силы, управлять своим телом и контролировать энергичность своих движений.

Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга (взрослый становится на колени, чтобы быть «одного роста» с ребенком). Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

Время от времени можно вводить новые варианты игры чтобы бороться с агрессией. Например, скрестить руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой - правую. Можно толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия.

Игра «Жужа». Игра учит агрессивных детей быть менее обидчивыми, а также дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, «побыть в шкуре» того, кого они обычно обижают, не задумываясь.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь задеть их полотенцем по спинам.

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными, а действия «Жужи» - агрессивными.

Игра «Давайте поздороваемся». Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

- один хлопок ведущего - здороваемся за руку;

- два хлопка - здороваемся плечиками;

- три хлопка - здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игра «Рубка дров». Эта игра помогает бороться с агрессией, преодолеть чувство апатии, развлечься и переключиться на активную деятельность. Дети смогут прочувствовать накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Ведущий: «Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки, ноги?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного места. Представьте, что вам надо нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать "Ха!" Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет, сколько чурок он перерубил».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, «ударять» по одной чурке по очереди.

Игра «Да и нет». Эта игра, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре, что в ней задействован только голос.

Ведущий: «Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да"» а кто - "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама».

Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

Игра «Тух-тиби-дух». Эта игра - еще рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил. Игровые действия - своего рода ритуал, в котором заложен комичный парадокс: хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Ведущий: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово "тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово».

Чтобы «волшебное слово» подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Игра «Король». Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо».

Ведущий: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

В этой игре каждый из вас сможет побыть королем. Не навсегда, конечно, а на несколько минут. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть слуг, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, подавали питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и т. д.».

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За один раз в этой роли могут побыть 2-3 ребенка. Когда «время правления короля» закончится, на групповом сборе обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем.

Игра «Ворвись в круг». Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Ведущий: «Кто бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали вас в игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться прорваться в него и остаться в нем. Будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль».

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Для наименее активных, а также для застенчивых детей можно использовать специальные игровые моменты. Например, если в течение минуты ребенку не удалось попасть в круг, ведущий, указывая на кого-нибудь из стоящих в круге детей, произносит: «Разомкнись, кружок!» Эту фразу следует чередовать с командой «Сомкнись, кружок!» - в этом случае у ребенка будет несколько попыток испробовать свои силы и не возникнет ощущения, что ему поддаются.

Игра «Подушечные бои». Игра помогает детям «здесь и сейчас», непосредственно за событием, вызвавшим агрессию, выплеснуть гнев.

Играющие кидают друг в друга маленькими подушками, издавая победные крики, колотят друг друга ими, стараясь попадать по разным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...».

Взрослый начинает игру, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на выплескивание агрессии.

Арсенал подобных игр может постоянно пополняться. Замечайте моменты, когда, на ваш взгляд, игра достигла своей цели (снятие напряжения, переключение внимания, устранение агрессивности и т. д.). При использовании той или иной игры с целью борьбы с агрессией в конкретной (повторяющейся) ситуации ребенку легче контролировать свое состояние, а со временем он научится самостоятельно справляться со вспышками агрессии и другими негативными проявлениями.