Особенности эмоциональной сферы детей | Коррекция эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональный контроль - способность управлять эмоциями для достижения целей, выполнения заданий или контроля и направления своего поведения. Благодаря этому навыку вы сможете не только легко справиться со взлетами и падениями, но и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях - будь то спор со вспыльчивым руководителем или сыном-подростком, который ставит под сомнение родительский авторитет.

В этой статье мы рассмотрим особенности эмоциональной сферы детей, а также вы узнаете, как проводится коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Особенности эмоциональной сферы детей

Умение контролировать эмоции - способность управлять не только темпераментом, но и такими неприятными чувствами, как тревога, отчаяние и разочарование. Сюда также относится способность задействовать положительные эмоции, когда нужно преодолеть препятствие или пережить трудные времена. Нетрудно понять, насколько важен этот навык для достижения успеха как в детстве, так и во взрослом возрасте.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Некоторые могут демонстрировать этот навык в одних ситуациях, но не справиться с эмоциями в других. Как дети, так и взрослые имеют «публичный» и «настоящий» образы, существующие по своим правилам. Ваш ребенок сдержан в школе, но не управляем дома? Вы можете сохранять спокойствие на работе, но срываетесь, общаясь с семьей? Такая перемена типична и не всегда свидетельствует о проблеме. Но если вы или ваш ребенок чувствуете, что не справляетесь с эмоциями дома, скорее всего, вы заденете чувства других или хроническое напряжение постепенно разрушит семью. Вспышки гнева, вызванные ситуациями, которые представляют сложности для вашего ребенка из-за нехватки этого организационного навыка, могут стать для вас серьезной проблемой. В таком случае приоритетной задачей для вас должно стать усиление навыка контроля эмоций. Если, объективно взглянув на ситуацию, вы поймете, что недостаток эмоционального контроля с вашей стороны отражается на ребенке, придется проконсультироваться со специалистом, чтобы решить проблему.

В раннем детстве малыши ожидают, что родители будут реагировать на их физические нужды (еда, смена подгузников), как только они возникнут; если эти потребности удовлетворяются последовательно и предсказуемо, дети, как правило, способны сдерживать эмоции. Но может возникнуть ситуация, когда взрослым не удается отреагировать сразу, и дети постепенно сами учатся успокаиваться. Из этого процесса существует несколько исключений (желудочные колики у малышей, наверное, лучший пример), но большинство младенцев перерастают эту фазу и учатся успокаиваться самостоятельно.

Однако когда ребенок достигает ясельного или дошкольного возраста, в его способности регулировать эмоциональную сферу начинает проявляться индивидуальная изменчивость. Некоторые дети проходят «кризис двух лет» без серьезных истерик, а у других наблюдаются нервные срывы, частота и интенсивность которых создают проблемы даже для самых невозмутимых родителей. В возрасте примерно трех лет у большинства детей появляются ритуалы, например четкая, ожидаемая последовательность действий каждый вечер, когда они ложатся спать. Одни дети могут изменить их, а другие начинают волноваться, если порядок действий нарушается. Дети с низким эмоциональным контролем иногда крайне негибки. Между самоконтролем и гибкостью много общего.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка

Управление детскими эмоциями

В начальной школе дети, которые не умеют управлять своей эмоциональной сферой, часто сталкиваются с социальными проблемами: им сложно делиться игрушками, проигрывать или не получать желаемого в играх с друзьями. Дети, которые способны контролировать эмоции, могут идти на компромисс, принимать победу и поражение в игре и выступать в роли миротворца, если между сверстниками возникают споры.

Подростковый возраст бросает новый вызов эмоциональному контролю, как и большинству других организационных навыков. Подросткам в принципе сложнее сохранять стрессоустойчивость. Они полагаются на предлобную кору, которая должна передать мозгу, как среагировать. В условиях стресса часть мозга, которая отвечает за управление организационными навыками, перегружается, когда подростки пытаются одновременно сдержаться, использовать рабочую память и контролировать эмоции. Неудивительно, что они часто долго думают, принимают неудачные решения или, что еще хуже, быстрые решения. Подростки, которые отстают в развитии навыка эмоционального контроля, оказываются в еще более невыгодном положении, поскольку испытывают больше потрясений на этапе развития, для которого характерны взлеты и падения.

Зная все это, вы можете провести коррекцию и максимально защитить своего ребенка - ученика средней школы - от стресса, который приводит к неверным решениям.

И это стоит затраченных усилий: подростки, которые могут управлять эмоциями, реже спорят с учителями и тренерами, справляются с ситуациями, в которых надо проявить себя (игры, экзамены), без излишних тревог и могут быстро справиться с разочарованием.

Насколько успешно ваш ребенок контролирует свои эмоции

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала:

0

- Никогда или редко

1

- Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2

- Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3

- Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа - детский сад

  • Может достаточно быстро справиться с разочарованием или принять изменения в планах;
  • Может найти решения, не требующие применения физической силы, если другой ребенок берет игрушку, с которой он хотел поиграть;
  • Может играть в группе, не испытывая при этом чрезмерного возбуждения.

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может спокойно принять критику от взрослых (например, замечание учителя);
  • Может справиться с ситуацией, которую считает «нечестной», не слишком сильно расстраиваясь;
  • Может быстро адаптировать свое поведение к ситуации (например, успокоиться после перемены в школе).

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Не проявляет бурных эмоций, если проиграл или не получил приз;
  • Может смириться с тем, что не получает желаемого, работая или играя в коллективе;
  • Сдержанно реагирует, если его дразнят.

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Понимает реакции друзей и умеет соответственно регулировать свое поведение;
  • Может предвидеть результат и подготовиться к возможному разочарованию;
  • Может быть настойчивым в разумных пределах (например, обращаясь к учителю за помощью или приглашая кого-нибудь потанцевать на дискотеке).

Контроль импульсивного поведения детей

Необходимые организационные навыки: задержка реакции, управление эмоциями. Возраст: любой.

Методы контроля поведения

1.

Вместе с ребенком определите причины импульсивного поведения (просмотр телевизора вместе с сестрой-братом, неограниченная игра с друзьями или что-то еще).

2.

Разработайте правило для ситуации-раздражителя. Определите, что ребенок может сделать, чтобы взять импульс под контроль. По возможности дайте ему выбор: придумайте вместе несколько действий, которыми он может заменить нежелательные реакции.

3.

Поговорите о том, что вы можете сделать, если ребенок на грани потери самообладания, чтобы он отвлекся или использовал одну из заранее оговоренных стратегий. Лучше всего это срабатывает, когда сигнал представляет собой отдельный визуальный знак (например, движение руки), который привлечет внимание ребенка к проблемной ситуации.

4.

Практикуйтесь. Разыграйте по ролям сценку. «Представим, что ты играешь с друзьями на улице, и тут один из них говорит то, что тебя злит. Я буду твоим другом, а ты - самим собой». Если это сложно для ребенка, его в этой ситуации можете сыграть вы и показать, как справиться с ней.

5.

Как и в случае с другими навыками, используемыми при регуляции поведения, организуйте практику ежедневно или несколько раз в неделю в течение пары недель.

6.

Когда и вы, и ребенок готовы использовать отработанную процедуру, напомните о ней непосредственно перед ситуацией-раздражителем (например: «Помни о плане», «Помни, о чем мы с тобой говорили»).

7.

Проанализируйте, как все прошло. Для оценки можно использовать шкалу (5 - без сучка без задоринки, 1 - неудачно).

Модификации-корректировка контроля

1.

Свяжите эффективное использование замещающего поведения с поощрением, если считаете, что это повысит скорость и эффективность процесса. Можно использовать модель «платы за реакцию». Например, в начале дня вы даете ребенку 70 баллов. Каждый раз, когда он ведет себя импульсивно, вычитаете 10 баллов. Можно начислять ему бонусные баллы, если в течение определенного периода он обошелся без вычетов.

2.

Если импульсивность - серьезная проблема для вашего ребенка, поначалу применяйте процедуру в определенное время или для конкретной импульсивной реакции, чтобы результаты были более заметными.

3.

Обязательно хвалите ребенка за проявления самоконтроля. Похвала всегда должна дополнять любой вид поощрения, даже если вы применяете материальные награды.