Чем вызвана агрессивность у детей дошкольного возраста

Слово "агрессия" (от лат. aggressio) означает нападение, приступ. В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", затем пришло существительное "агрессия", последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Из этой статьи вы узнаете чем вызвана агрессивность у детей дошкольного возраста, ее проявления.

Проявления агрессии у детей

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину. Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Формы проявления агрессии у детей

Психологи отмечают, что существует две формы агрессии:

1.

Доброкачественная агрессия - это настойчивое, не враждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессивность у детей дошкольного возраста может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

2.

Злокачественная агрессия - это враждебное, злобное поведение, которое причиняет боль другим людям. Конечно, гнев, ярость, желание отомстить тоже могут быть средством самозащиты, но они тем не менее приносят страдание и боль окружающим. Злокачественная агрессия может возникнуть спонтанно. Эта форма агрессии не проявляется сразу после рождения, она активизируется в случае причинения ребенку боли или каких-либо неприятных переживаний, ощущений. Иногда же мы можем заметить, что ребенок получает удовольствие от того, что причиняет боль другому.

Уже к концу первого года жизни ребенок может испытывать враждебность к кому-либо. Так, малыш, которого мама хочет оставить одного в манеже, бросает игрушки, кричит, сердито смотрит на маму. Такая агрессия вызвана дискомфортом, который испытывает ребенок. Это и есть причина, вызвавшая агрессивное поведение.

Помимо доброкачественной и злокачественной психологи выделяют физическую и вербальную агрессивность у детей дошкольного возраста.

3.

При физической агрессии ребенок бросает в других предметы, кусает, бьет, толкает, щипает кого-то (взрослых, детей, животных).

4.

При вербальной агрессии ребенок обзывает детей, взрослых, яростно спорит, выкрикивает какие-либо обидные слова, фразы, иногда повторяя какую-нибудь угрозу много раз подряд.

Агрессия может носить скрытый характер или, напротив, проявляться открыто.

Причины агрессии у детей

Результаты многих исследований говорят нам о том, что у большинства детей дошкольного возраста дружелюбное отношение к окружающим существенно преобладает над агрессивным.

В то же время нередко можно наблюдать проявления агрессивности и агрессивного поведения в дошкольном возрасте. Чаще всего они бывают в форме вербальной (выраженной словами) агрессии: прямой (оскорбления в адрес сверстников) или косвенной (в виде жалоб и агрессивных фантазий) вербальной агрессии. Отмечены и случаи проявления прямой (битье сверстников) и косвенной (ломанье чужих игрушек) физической агрессии.

Сложившаяся в младшем возрасте агрессивность детей может сохраняться и в последующие, уже взрослые годы жизни. И хотя проявления агрессии не носят в старшем дошкольном возрасте массовый характер (в одном из исследований устойчивые формы агрессии выявлены у 31 из 115 детей), ее возможные тяжелые последствия приковывают пристальное внимание родителей, педагогов и психологов.

Чем вызвана агрессивность у детей дошкольного возраста?

Среди множества факторов, способствующих развитию агрессивности и агрессивного поведения, можно выделить две основные группы.

1.

Первую из них составляют внутренние факторы, к которым обычно относят особенности нервной системы, темперамента (эмоциональность, импульсивность, тревожность), некоторые личностные черты, установки и т. п.

2.

К другой группе относят внешние факторы: социальное воздействие, влияние окружающей среды и конкретной ситуации.

Сложилось устойчивое убеждение, что первая группа причин агрессивности у детей имеет большее значение в процессе становления агрессивного поведения. Следует сказать, что сегодня отсутствуют убедительные доказательства этого весьма распространенного мнения. Пожалуй, этому способствует существующая путаница между понятиями «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». А значит, сперва следует разобраться в том, что представляют собой агрессивность и агрессивное поведение.

Причины агрессивного поведения ребенка

Известно, что агрессивность в меньшей степени свойственна тревожным и эмоционально чувствительным детям. Считается, что проявление агрессивности сдерживается страхом наказания (неодобрения). Решающее влияние на проявление или блокирование агрессивности оказывает ситуация. Поэтому в определенных условиях даже очень мягкий и кроткий ребенок может проявить агрессивность.

Наблюдая за поведением разных детей, легко заметить, что некоторые из них заводятся, что называется, с пол-оборота, другие же оказываются весьма терпимыми к различным провоцирующим агрессивность факторам. Дети (как и взрослые) отличаются верой в свою способность влиять на последствия своих действий. При этом одни дети полагают, что все, что происходит с ними, зависит от них и они контролируют ситуацию, другие, напротив, уверены в своем бессилии как-то повлиять на происходящее с ними. Первых в психологии принято называть интерналами, а вторых – экстерналами, саму же способность контролировать события – локусом контроля.

Исследования показали, что уровень агрессивности связан с локусом контроля. Оказалось, что интерналы более склонны к проявлению агрессивности в ответ на внешние стимулы агрессии, в то время как экстерналы в ответ на внешние стимулы, провоцирующие их собственную агрессию, не давали адекватной реакции. По-видимому, такое поведение объясняется убеждением экстерналов в том, что они не способны влиять на саму ситуацию.

Проявления агрессии у детей

Как проявляется агрессивность детей?

Агрессивность – это личностная черта, обусловленная особенностями нервной системы человека, его темперамента, эмоциональной сферы, тревожностью и т. п. Чаще всего мы отвечаем агрессивностью в ответ на возникшую угрозу (реальную или кажущуюся). Можно уверенно сказать, что проявление человеком агрессивности в «умеренной дозе» является необходимым условием эффективной деятельности в некоторых профессиях: военном деле, спорте, некоторых видах медицинской деятельности и т. д. Отсюда следует, что само понятие «агрессия» неоднозначно и с точки зрения своих последствий (к примеру, непреднамеренное убийство при попытке защитить себя вряд можно отнести к собственно агрессивному поведению), и с точки зрения корней, ее питающих (биологические и психологические механизмы). Поэтому агрессивность детей можно считать проявлением «доброкачественной», по определению Эриха Фромма, агрессии.

Что же касается агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, то следует определить его как преднамеренное, сознательное, целенаправленное поведение с целью нанесения ущерба другому человеку. Используя терминологию Э. Фромма, можно сказать, что агрессивное поведение – это проявление «злокачественной» агрессии в форме жестокого поведения в отношении других людей.

При анализе любого поведения, в том числе и агрессивного, нужно иметь в виду, что само поведение зависит от двух факторов: личностных особенностей человека и ситуации, в которой он находится. Поэтому сами по себе личностные свойства – это одна из предпосылок поведения. С этой точки зрения агрессивность как свойство личности – это всего лишь одна из возможных предпосылок.

Игры с агрессией у ребенка

Следует отметить, что сегодня детскую игру «подталкивают» к агрессивности и некоторые игрушки. Они становятся все более натуралистичными (посмотрите, например, на некоторые куклы, роботов). Атрибутика так называемой «взрослой жизни» тоже все более вливается в мир детский. Например, некоторые детские персонажи даже в мультфильмах общаются между собой совсем не по-детски.

Нельзя оградить ребенка от реальности, нельзя не выпустить во двор, невозможно перессориться со всеми родителями «плохих» детей. Но можно постепенно учить ребенка быть психологически устойчивым, не «всеядным». И это тоже происходит в игре.

Какие игрушки должны быть у ребенка?

В доме, где растет малыш, обязательно должны быть «добрые» игрушки – с приятными лицами («мордочками»). Пусть, например, добрая лисичка поухаживает за своими лисятами. Пусть и волк проявит заботу о лисичке. А родителям в поведении «кибера» можно отыскать и добрые намерения, если сильно потрудиться. Попробуйте спросить у ребенка, почему «кибер» такой? Добрый он или злой? Если он добрый, то почему он мешает другим ребятам играть? А если злой, то рано или поздно от него отвернутся все дети, и не только в игре.

Иными словами, современность требует разборчивости прежде всего от взрослых, чтобы они могли определять, где есть польза для ребенка.

Поскольку агрессивное поведение ребенка – это сознательно планируемый целостный поведенческий акт, то его совершение требует от индивида развитых механизмов регуляции. К ним относят познавательные механизмы, механизмы саморегуляции, в том числе развитую эмоционально-волевую сферу, сферу мотивов, наконец, самосознание, включающее Я-концепцию и самооценку.

Поэтому, когда мы говорим об агрессивности и агрессивном поведении дошкольника, нужно всегда иметь в виду степень развития всех этих параметров. Очевидно, что неразвитость познавательной сферы, произвольной регуляции поведения, Я-концепции, в целом самосознания препятствует проявлению агрессивного поведения как преднамеренного с целью нанесения ущерба. Поэтому, характеризуя агрессию в раннем и младшем дошкольном возрасте, следует, скорее всего, иметь в виду агрессивность ребенка, нежели собственно агрессивное поведение. В то же время поскольку дошкольный возраст – это возраст активного развития познавательных возможностей ребенка, становления системы мотивов, его Я-концепции, это не исключает возможности проявления агрессивного поведения. Поэтому имеет смысл охарактеризовать особенности проявления как агрессивности, так и собственно агрессивного поведения дошкольников, а также условия, способствующие их становлению, возможные модели агрессивного поведения, усваиваемые ребенком в дошкольном возрасте.

Почему кусаются дети?

С целью получить желаемое маленькие дети кусаются, дерутся и царапаются. Подобное поведение характерно для детей двух - трехлетнего возраста. В качестве примера мы остановимся на кусании, однако все представленные рекомендации относятся к любой форме физического насилия со стороны ребенка.

Если маленький ребенок кусается в приступе злости, говорит о том, что он не получает желаемого. Это вовсе не значит, что он желает причинить кому-то боль, просто малыш не знает, как ему выразить накопившуюся злость. Укусив, он на некоторое время успокаивается, поскольку точно уверен, что такой поступок не останется без внимания.

Многие родители приходят в ужас от подобных действий и инстинктивно шлепают ребенка, промывают ему рот с мылом или даже кусают его в ответ, чтобы «показать, каково это». Однако подобными действиями выдаете малышу понять, что родители тоже могут вести себя неразумно и терять контроль в трудных ситуациях. Вы обязаны повести себя как взрослый и здравомыслящий человек, чтобы ребенок видел в вас «хорошего босса», который может справиться с его неразумными поступками.

Из-за чего ребенок кусается и щипается?

Если ваш ребенок кусается, крайне важно предотвратить подобные поступки в будущем. Возьмите его на руки и отнесите подальше от окружающих. Твердо скажите: «Ты никогда не должен кусаться!» Можете добавить такой комментарий: «Кусаться - плохо и некрасиво. Ты делаешь людям больно, и я не позволю тебе так поступать, как бы сильно ты ни злился. Будешь сидеть рядом со мной, пока не успокоишься». Если из-за детского проступка вы нервничаете и не можете сидеть рядом с малышом, лучше отведите его в комнату и возьмите «тайм-аут».

Когда малыш успокоится, спросите, понимает ли он, что кусаться нельзя, и твердо заявите, что вы не потерпите подобного поведения. Попросите извиниться и признать, что он поступил неправильно и больше никогда так не сделает. Если ребенок все еще злится, предупредите, что придете позже, возможно, к тому времени он передумает. Повторяйте эти действия до тех пор, пока не добьетесь от ребенка желаемого поведения, после чего крепко обнимите его и скажите что-нибудь ободряющее: «Я люблю тебя и знаю, ты никому не хотел причинить боль. Можешь теперь пойти поиграть, но помни: не кусаться. Если что-то или кто-то тебя разозлит, можешь громко покричать, но кусаться нельзя».