Что такое эффект горячего воротничка?

Наше тело справляется со сбросом/получением тепла довольно единообразно. Однако существует широкое разнообразие индивидуальных эмоциональных и физиологических реакций на тепло. Наша манера общения друг с другом в периоды летней жары сильно изменяется. Этот факт довольно широко изучается, но находит малое отражение в статьях исследователей. Более 100 лет назад так называемый тепловой закон преступности утверждал, что частота совершения преступлений против человека растет, а против частной собственности падаете сезонным и географическим ростом температуры. В наши дни это известно как гипотеза об усиливаемой температурой агрессии, которая предполагает, что высокая температура по ряду психологических и физиологических причин увеличивает проявление агрессии.

Немногим из нас нужны заумные теории, чтобы подтвердить то, что мы уже знаем. Наш повседневный язык образно отразил наше интуитивное понимание такого типа личностных изменений, вызываемых жаркой погодой. Вспышки раздражительности, когда мы конфликтуем, горячий воротничок, когда мы чем-то расстроены, нас жжет изнутри, когда мы испытываем гнев. В нашем языке и мифах тепло и гнев сложно взаимосвязаны. Так что, по-видимому, именно это в повседневной жизни с ее коллизиями вызывает у нас спонтанные взрывы агрессии.

Например, в бейсболе питчер (подающий игрок) пошлет мяч в сторону - случайно либо сознательно, это совершенно не ясно - скорее в жаркий день, чем в прохладный, даже если при других условиях у него предполагается хороший контроль мяча.

Более характерный для всех нас пример - мы сидим в горячей машине в уличной пробке, в смятении нажимая на клаксон и желая прибить стоящего перед нами за то, что он не догадался проскочить на красный свет. Давить на клаксон в такой ситуации настолько привычно, что многие из нас и не думают, что это агрессия. Но во всем цивилизованном мире в таких ситуациях растет число аварий на дорогах, поэтому представляется уместным рассмотреть влияние температуры на спонтанные проявления агрессии.

В 1976 году американский ученый провел исследование водителей машин, которые задерживались теми водителями, чьи машины приостанавливались на зеленый свет. Исследование проводилось при средней температуре около 30 °С, в нем принимали участие водители машин с кондиционерами и без. Удивительно, но вторые давили на клаксон чаще, чем первые.

В похожем исследовании, проведенном в г. Финикс, Аризона, где температура весной и летом находится в пределах от 29 до 42 С, исследовалось поведение водителей, которые задерживались машинами, стоящими перед перекрестком. Сигналы водителей изучались с иной точки зрения. Оценивались продолжительность времени до первого гудка, количество гудков и общее время использования клаксона. Снова, как ожидалось, наблюдалась значимая связь между температурой и продолжительностью, а также громкостью сигналов. Те водители, у кого в салоне Б не было кондиционера, вели себя хуже всего.

Вспышки раздражения на дорогах могут случиться ; в любое время, тем не менее вопрос, обостряются ли они [ в летнее время или нет, остается практически без внимания исследователей.

А ведь здесь открывается широкое поле для исследований. Например, если уменьшение температуры внутри машины поможет водителю оставаться более спокойным и снизит эпидемию бешенства на дорогах всего мира, то не станет ли дорогое в настоящее время излишество, как кондиционер, столь же необходимым, как подушка безопасности.