Распространенные типы матерей для ребенка

В старой, советской еще, книжке по этике и психологии семейной жизни есть во многих отношениях замечательная статья Л. А. Никитиной «Зачем человеку мама?». Приведем несколько выдержек: «...Самая главная обязанность матери - понимать. Должно быть: в раннем детстве мать для ребенка - спасение, защитник, мать - утешение. В более старшем - советник, наставник, мать - утешение. В зрелости: мать - друг, мать - утешение. Должен быть человек, у которого на груди можно плакать и в пять лет, и в пятьдесят...»; «...Мать - не судья, определяющий, что хорошо, что плохо, не пример для подражания, не жизненный эталон... Не этого ждут от нас дети...»; «...Наверное, отношение к матери на протяжении жизни человека строится так: восхищение - сомнение - недоверие - неприятие - осуждение - снисхождение - понимание - прощение - раскаяние - преклонение...»; «...Человек должен знать, что он для кого-то незаменим... может быть любим кем-то конкретно, ограниченно, не так, как любой другой...»

Распространенные типы матерей для ребенка

Говоря о матери, о том, какая она есть или какой должна быть, нельзя не остановиться на очень известном, в общем-то, мнении - двух одинаковых (или даже очень похожих матерей) не бывает. Одинаковых не бывает, а вот похожие... Ученые выделяют несколько основных типов матерей для ребенка (кстати, у цитируемой Л. Никитиной об этом тоже сказано). Так, выделяют «сверхлюбящую» мать, дитя для нее - единственный свет в окошке, невозможно и помыслить в чем-то отказать, что-то запретить. «Трусиха» терроризирует ребенка своим страхом за него. От себя не отпустит ни на шаг, от любой опасности спрячет под крылышко, оправдает его всегда и во всем.

Другой тип - «жертва, мученица», «страдающая мать» - трагическая фигура: все только детям, самоотречение, самопожертвование и восприятие этого как обязанности. И ожидание возвращения «долгов». И негодование, и обида, если «долги не отдают».

«Ментор» - сверхправильная мама: главный метод - контроль, главная цель - послушание. Ребенок - объект ее воспитательных действий.

Есть «обиженная мама» - с обидою на всё и вся: на черствого и бездушного мужа, на непослушных и неумных детей, на грубых воспитателей - и... с великим сочувствием к себе - такой несчастной, горемычной, невезучей, несчастливой.

«Тревожная мама» - это тоже постоянный страх за ребенка, но при этом еще и робость, часто нерешительность: «вмешаюсь - испорчу, вдруг что-то неправильно, не так скажу, сделаю».

Продолжать можно долго. Есть еще «агрессивная» мама, и для нее ребенок - средство самоутверждения; есть «отстраненная» мать, есть «кукушка» - ребенок ей вовсе ни к чему, отдать бы его поскорее бабушкам-дедушкам, учителям-воспитателям и т.д.

Кем-то справедливо было сказано: если покопаться, в любой из женщин можно все это обнаружить - у кого-то в меньшей, у кого-то в большей степени. Известно ведь, наши недостатки - продолжение наших достоинств. Ведь все перечисленное, если в норме, - достоинство. Защита своего ребенка и готовность все отдать детям - не в этом ли высокий смысл материнской любви? Да, в этом! Но в то же время и в том, чтобы понять, на пользу это ребенку или нет. Без прозорливости и ответственности любовь слепа. Менторство, конечно, не достоинство, но четкость требований, предъявляемых детям, необходимое (иногда!) твердое руководство - благо... Мать, если она мать, может все. Ведь это нужно ее детям.