Как происходит воспитание причинно-следственного мышления у ребенка?

Хотя очень важно постоянно демонстрировать детям причинно-следственную модель мышления в словесной форме уже с самого раннего возраста, они вряд ли самостоятельно примут на этой основе то или иное решение. До тех пор пока детям не исполнится три года, родителям следует отвлекать или просто физически отстранять их от запрещенных занятий. Это особенно важно, если поведение малышей может иметь опасные последствия для здоровья (прикосновение к горячей плите), имущества (попытка разобрать музыкальный центр) или социальных взаимоотношений (намерение кого-то ударить или толкнуть).

В три - четыре года ребенок уже способен подавлять в себе некоторые импульсы. Например, если родители говорят двухлетнему малышу: «Не трогай телевизор», то наивно ожидать, что тот оставит его в покое, особенно если он в это время находится в комнате один. Он еще не может понять, что это может грозить ему неприятностями. Однако в четыре года тот же самый ребенок уже вполне осознает эту простую причинно-следственную связь. В большинстве случаев он уже в состоянии выполнять данные ему указания, даже не находясь под постоянным наблюдением.

Как происходит воспитание причинно-следственного мышления у ребенка?

В возрасте от четырех до шести лет, когда развиваются познавательные способности, ребенок уже может делать определенные прогнозы относительно последствий своих действий и на их основе отказываться от некоторых желаний и намерений. По мере развития данных способностей ребенка у родителей возникает идеальная возможность постоянно и последовательно демонстрировать ему существование причинно-следственных связей. На этой стадии дети уже в состоянии устанавливать их в аналогичных ситуациях. Взрослые могут существенно помочь развитию и укреплению этих ассоциаций, если будут вслух излагать ход своих мыслей при принятии различных решений. Когда ребята будут готовы делать осознанный выбор, родители должны направлять их мысли и действия: «Если ты сделаешь это, то что, по твоему мнению, получится? Что еще можно сделать в этой ситуации? А если ты поступишь иначе, то что произойдет? Какой результат тебя больше устраивает? Какое решение, по-твоему, лучше?»

Постепенно логическое мышление детей становится все более развитым, и они уже могут решать довольно сложные проблемы. Девятилетний мальчик, например, вполне понимает, что если он изо всей силы бросит мяч, то может кого-нибудь сильно ударить, разбить окно или мяч выкатится на проезжую часть. Если он разобьет окно, то мама, возможно, решит оплатить ремонт из его карманных денег. Мальчик учитывает сразу несколько возможных последствий своего броска. Когда дети находятся на такой, достаточно продвинутой, стадии развития, формирование у них навыков причинно-следственного мышления приобретает новые масштабы. Родители могут задавать более сложные мыслительные задачи, развивая способность ребят понимать все возможные последствия и принимать на этой основе осознанные решения.

Формируя у детей навыки причинно-следственного мышления для самостоятельного принятия решений, родители должны учить их применять ту же логику и по отношению к поведению. Объяснение детям последствий их поведения помогает ребятам понять связь между своими поступками и их результатами: «Если я ударю сестру, то мама меня накажет. Мой поступок будет иметь негативные последствия».