Как правило, весьма чувствительный, впечатлительный, импульсивный или невосприимчивый ребенок часто оказывается под влиянием обстоятельств, от которых более спокойный ребенок просто отмахнулся бы. Мы можем сократить частоту, интенсивность и продолжительность истерик, улучшив питание наших детей, убедившись, что они высыпаются и делают много физических упражнений, а также сократив время, проводимое перед экраном.
Найдите альтернативный способ сказать «Нет».
Каждый день родители оказываются в ситуации, когда нужно отвечать «нет» на многие требования, просьбы и жалобы наших детей:
Можно мне взять еще печенья?
Ты поиграешь со мной?
Ты можешь подвезти меня к магазину?
Я никогда там не сяду.
Я хочу чипсы, а не пюре.
Завяжи мне шнурки.
Когда мы отвечаем «нет», чувствительный, впечатлительный или невосприимчивый ребенок может легко расстроиться. Он может вернуться к знакомому репертуару реакций, которые были эффективны в прошлом и вынуждали родителей передумать, по крайней мере, на некоторое время. Он может хныкать, изводить, дуться, плакать, кричать, оскорблять или даже грубить и пытаться ударить. Очень важно, сталкиваясь с таким поведением, подождать, пока ребенок не остановится еще до того, как начнется любая дискуссия о том, что ребенок просит. Если мы окажемся вовлеченными в разговор о том, что ребенок хочет, а он по-прежнему будет плохо себя вести, ныть или говорить невежливо, мы непреднамеренно дадим ему понять, что реагировать таким образом приемлемо.
У нас должно войти в привычку сделать паузу, прежде чем начать говорить, в особенности с чувствительным ребенком. Остановитесь на мгновение, прежде чем сказать «нет», и подумайте, уверены ли вы в этом «нет». Если вы можете изменить свое мнение через некоторое время, тогда важно не говорить первым делом «нет».
Если «нет» позже превращается в «да», то вы, возможно, убеждаете себя, что передумали, потому что пересмотрели свою точку зрения или потому, что хотите показать, что вы гибкий и справедливый. Но, с точки зрения ребенка, он доставал вас, плакал, угрожал или дулся, и вы сдались. Если вы передумаете, это приведет к тому, что он попытается использовать ту же тактику снова и снова.
Как помочь ребенку принять «нет»
Мы можем уменьшить интенсивность негативной реакции ребенка и сделать так, чтобы ему было проще принять наше «нет»:
✓ Улыбнитесь и оставайтесь дружелюбным.
✓ Не стесняйтесь сказать: «Я еще не решил. Я отвечу через несколько минут». Импульсивным и впечатлительным детям очень полезно учиться быть терпеливыми.
✓ Чтобы убедиться, что ваш ребенок понял, что не надо продолжать просить или приставать к вам, можно установить хорошее правило: «Если ты еще раз об этом скажешь, прежде чем я решу, то мой ответ будет определенно «нет». Если вы готовы придерживаться этого правила, то увидите, что очень скоро ребенок начнет думать, прежде чем что-то сказать.
Как сказать с помощью «да»
Вместо того чтобы акцентировать внимание на «нет», вы можете передать ту же информацию с помощью «да»:
✓ Вместо фразы: «Больше никакого печенья, ты перебьешь аппетит» вы можете сказать: «Да, ты можешь взять печенье после обеда». (Это помогает научить ребенка терпению, умению контролировать свои желания.)
✓ Вместо фразы: «Ты уже достаточно взрослый и можешь сам завязать шнурки» намного полезней будет сказать: «Я знаю, что ты умеешь это делать. Я посмотрю, как ты завязываешь первый узел. А потом ты посмотришь, как я перевязываю лук. И я покажу тебе, как завязать его очень плотно, чтобы он не развязался. (Так вы обучаете ребенка полезным навыкам). Вскоре ваш ребенок не будет просить вас завязать шнурки и ходить с развязанными шнурками.
✓ Вместо того чтобы сказать: «Нет, я же тебе говорила!» говорите следующую фразу, которую вашему ребенку или подростку будет приятнее услышать, но так же твердо: «Моя обязанность - заботиться о твоем здоровье. Вот почему у нас есть правило: сладости только один раз в неделю. Осталось еще три дня». Ребенок поймет, почему вы сказали «нет». В противном случае взрывной, незрелый ребенок может легко прийти к выводу, что вы не дали ему сладости, потому что злы на него.
✓ Вместо: «Мне некогда с тобой поиграть» намного дружелюбнее прозвучит: «Я с удовольствием с тобой поиграю через десять минут. Я приду, как только сложу белье. Хочешь мне помочь сложить его, чтобы было быстрее?» Это научит ребенка использовать навыки решения проблем, чтобы получить хотя бы часть того, чего он хочет.