Создание благоприятных условий для укрощения истерик

Как правило, весьма чувствительный, впечатлительный, импульсивный или невосприимчивый ребенок часто оказывается под влиянием обстоятельств, от которых более спокойный ребенок просто отмахнулся бы. Мы можем сократить частоту, интенсивность и продолжительность истерик, улучшив питание наших детей, убедившись, что они высыпаются и делают много физических упражнений, а также сократив время, проводимое перед экраном.

Найдите альтернативный способ сказать «Нет».

Каждый день родители оказываются в ситуации, когда нужно отвечать «нет» на многие требования, просьбы и жалобы наших детей:

Можно мне взять еще печенья?

Ты поиграешь со мной?

Ты можешь подвезти меня к магазину?

Я никогда там не сяду.

Я хочу чипсы, а не пюре.

Завяжи мне шнурки.

Когда мы отвечаем «нет», чувствительный, впечатлительный или невосприимчивый ребенок может легко расстроиться. Он может вернуться к знакомому репертуару реакций, которые были эффективны в прошлом и вынуждали родителей передумать, по крайней мере, на некоторое время. Он может хныкать, изводить, дуться, плакать, кричать, оскорблять или даже грубить и пытаться ударить. Очень важно, сталкиваясь с таким поведением, подождать, пока ребенок не остановится еще до того, как начнется любая дискуссия о том, что ребенок просит. Если мы окажемся вовлеченными в разговор о том, что ребенок хочет, а он по-прежнему будет плохо себя вести, ныть или говорить невежливо, мы непреднамеренно дадим ему понять, что реагировать таким образом приемлемо.

У нас должно войти в привычку сделать паузу, прежде чем начать говорить, в особенности с чувствительным ребенком. Остановитесь на мгновение, прежде чем сказать «нет», и подумайте, уверены ли вы в этом «нет». Если вы можете изменить свое мнение через некоторое время, тогда важно не говорить первым делом «нет».

Если «нет» позже превращается в «да», то вы, возможно, убеждаете себя, что передумали, потому что пересмотрели свою точку зрения или потому, что хотите показать, что вы гибкий и справедливый. Но, с точки зрения ребенка, он доставал вас, плакал, угрожал или дулся, и вы сдались. Если вы передумаете, это приведет к тому, что он попытается использовать ту же тактику снова и снова.

Как помочь ребенку принять «нет»

Мы можем уменьшить интенсивность негативной реакции ребенка и сделать так, чтобы ему было проще принять наше «нет»:

✓ Улыбнитесь и оставайтесь дружелюбным.

✓ Не стесняйтесь сказать: «Я еще не решил. Я отвечу через несколько минут». Импульсивным и впечатлительным детям очень полезно учиться быть терпеливыми.

✓ Чтобы убедиться, что ваш ребенок понял, что не надо продолжать просить или приставать к вам, можно установить хорошее правило: «Если ты еще раз об этом скажешь, прежде чем я решу, то мой ответ будет определенно «нет». Если вы готовы придерживаться этого правила, то увидите, что очень скоро ребенок начнет думать, прежде чем что-то сказать.

Как сказать с помощью «да»

Вместо того чтобы акцентировать внимание на «нет», вы можете передать ту же информацию с помощью «да»:

✓ Вместо фразы: «Больше никакого печенья, ты перебьешь аппетит» вы можете сказать: «Да, ты можешь взять печенье после обеда». (Это помогает научить ребенка терпению, умению контролировать свои желания.)

✓ Вместо фразы: «Ты уже достаточно взрослый и можешь сам завязать шнурки» намного полезней будет сказать: «Я знаю, что ты умеешь это делать. Я посмотрю, как ты завязываешь первый узел. А потом ты посмотришь, как я перевязываю лук. И я покажу тебе, как завязать его очень плотно, чтобы он не развязался. (Так вы обучаете ребенка полезным навыкам). Вскоре ваш ребенок не будет просить вас завязать шнурки и ходить с развязанными шнурками.

✓ Вместо того чтобы сказать: «Нет, я же тебе говорила!» говорите следующую фразу, которую вашему ребенку или подростку будет приятнее услышать, но так же твердо: «Моя обязанность - заботиться о твоем здоровье. Вот почему у нас есть правило: сладости только один раз в неделю. Осталось еще три дня». Ребенок поймет, почему вы сказали «нет». В противном случае взрывной, незрелый ребенок может легко прийти к выводу, что вы не дали ему сладости, потому что злы на него.

✓ Вместо: «Мне некогда с тобой поиграть» намного дружелюбнее прозвучит: «Я с удовольствием с тобой поиграю через десять минут. Я приду, как только сложу белье. Хочешь мне помочь сложить его, чтобы было быстрее?» Это научит ребенка использовать навыки решения проблем, чтобы получить хотя бы часть того, чего он хочет.