Приучение ребенка к горшку | Ночное недержание у ребенка

Наверное, ни один аспект воспитания детей не обладает такой потенциальной губительной силой, влияющей на отношения родителей и детей, как неверное приучение ребенка к горшку. Как приучить ребенка к горшку, чтобы приучение прошло безболезненно и комфортно для ребенка и без хлопот для мамы? Когда лучше начинать процесс приучения к горшку и как привлечь к этому ребенка? Чем вызвано ночное недержание у ребенка?

Приучение ребенка к горшку

Когда начинать приучение к горшку?

Уже начиная с 5-6 месяцев, если ребенок проснулся сухой, его следует подержать над тазиком или над раковиной. Это следует проводить систематически после каждого сна, а не время от времени. Поэтому, если вы решили приучить малыша к горшку, наберитесь терпения. Когда ребенок научится хорошо самостоятельно сидеть, следует начинать приучать его сидеть на горшке. Связь положения на горшке с мочеиспусканием и дефекацией вырабатывается только тогда, когда у ребенка имеется в этом потребность: если он встает сухой после сна и не ранее чем через 15-20 минут после кормления. Время высаживания на горшок не должно превышать 5 минут. Чтобы выработать у малыша хорошее отношение к этому процессу, сажать его надо спокойно, следить за тем, чтобы горшок не был холодным, не задерживать долго в этом положении, даже в том случае, если не был достигнут ожидаемый результат. При неправильной методике приучения к опрятности у малыша может выработаться отрицательное отношение к данному процессу с затормаживанием физиологических отправлений: и тогда мочеиспускание и дефекация наступают после того, как малыша снимают с горшка.

Как приучить к горшку грудного ребенка?

С целью выработки условного рефлекса на время эту процедуру проводят в одни и те же часы: перед сном, после сна (если ребенок проснулся сухим), перед прогулкой, строго придерживаясь режима. Так постепенно приучают детей проситься на горшок. Сидящему на горшке малышу не дают игрушек, так как это отвлекает его и препятствует выработке навыка. После туалета малышу моют руки. Начало приучения сидения на горшке не должно совпадать со временем, когда малыш болен или капризничает. Этим вы только выработаете отрицательное отношение к процессу и "боязнь" горшка. Никогда не сажайте малыша на горшок против его воли. Если малыш при каждой попытке сесть на горшок выражает неудовольствие, всячески упирается и плачет, перенесите приучение к горшку на 1-2 месяца вперед - малыш еще не готов к пользованию горшком.

Как приучить ребенка постарше ходить на горшок?

Существуют несколько правил, следуя которым, можно упростить для ребенка постижение науки «хождения» на горшок. Вот эти правила:

1.

Данное действие, то есть «хождение» на горшок, должно иметь звуковое обозначение; обычно мамы делают предпочтение традиционному обозначению - «а-а!»; оно понятно девятимесячному ребенку, легко им запоминается и, что немаловажно, доступно его произношению;

2.

Чтобы ребенок быстрее понял значение выражения «а-а!», мама должна помногу раз повторять это выражение, усаживая ребенка на горшок (задействуется принцип выработки условного рефлекса); впоследствии, когда мама только покажет на горшок и скажет «а-а!», малыш поймет, что ему предлагают сделать или о чем его спрашивают;

3.

Мама, общающаяся с ребенком ежедневно, уже примерно знает, в какое время он обычно опорожняет кишечник; она усаживает ребенка на горшок несколько раз в день - близко к тому времени, когда у малыша бывают физиологические отправления; положительный результат не замедлит сказаться;

4.

Показывая ребенку содержимое горшка, мама должна напоминать: это «а-а!»; и не забывать похвалить малыша; похвала мамы для ребенка очень большой стимул;

5.

Когда ребенок сидит на горшке, мысли его должны быть заняты только тем, для чего его на горшок посадили; ни в коем случае нельзя отвлекать малыша в это время разговорами, просмотром детской телепередачи, чтением сказки и т.д.; ребенку, сидящему на горшке, нельзя давать игрушек (мама должна знать, что ребенку не следует сидеть на горшке более 7-8 минут; если малыш просидел на горшке в течение указанного времени и мысли его были заняты только «а-а!», но желаемый результат не был достигнут, ребенка можно поднять с горшка; но несколько позже - предложить горшок вновь);

6.

Горшок не должен вызывать неприязни у малыша; из практики известно, что ребенку совсем не хочется садиться на горшок, если тот дурно пахнет, если тот не тщательно вымыт, если тот мокрый; прежде чем предлагать малышу горшок, нужно ополоснуть этот горшок теплой водой и края вытереть; ребенку будет комфортно на теплом сухом горшке, и никакой неприязни к горшку не возникнет.

После того, как малыш научится опорожнять кишечник на горшке, можно начать приучать малыша и мочиться в горшок; годовалый ребенок должен уже сам проситься на горшок (если ребенок в возрасте двенадцати месяцев еще не просится на горшок, ругать его за это нельзя; мама должна ругать себя - за то, что мало работала с ребенком).

Как научить ребенка мочиться в горшок?

Чтобы научить ребенка мочиться в горшок, можно прибегнуть к следующей простой методике:

  • предлагать малышу горшок каждый час (при этом ребенок не должен сидеть на горшке больше 5 минут);
  • когда малыш в горшок помочится, мама должна порадоваться этой удаче;
  • важно, чтобы ребенок видел ее радость;
  • ребенка нужно похвалить;
  • есть и другая методика приучения малыша мочиться в горшок: усаживать ребенка на горшок всякий раз перед сном и сразу после пробуждения;
  • при положительном результате опять же - не скупиться на похвалы.

Как определить готовность ребенка для приучения к горшку?

Если вашему малышу исполнилось 2 года, значит ребенок может пользоваться горшком. Средний подходящий» возраст - 2 года 8 месяцев, хотя одни дети не способны научиться этому до 3-летнего возраста, а другие начинают проявлять признаки такой готовности уже в 2 года. Иными словами, возраст - это не критерий для определения готовности ребенка ходить на горшок. Он обязательно научится пользоваться горшком после появления у него чувства самоконтроля.

Как узнать, что ребенок готов пользоваться горшком?

1.

Способность пользоваться речью и понимать ее. Ребенок способен выполнять простые указания, например: «Присядь на горшок». Он умеет называть различные части своего тела, а также знает слова, относящиеся к пользованию горшком, такие как «мокрый», «чистый», «сухой», «детский стульчик» (и те слова, которые вы выбрали для обозначения процессов опорожнения). Кроме того, он хорошо понимает, для чего предназначен горшок.

2.

Любопытство в отношении туалета. Малыш, возможно, сопровождает вас в туалет и задает вопросы обо всем, что с ним связано. Ему интересно, как выглядят его запачканные пеленки или подгузники.

3.

Неудобства с подгузниками. Стаскивает с себя грязные подгузники. Просит сменить их.

4.

Физический самоконтроль. Просыпается «сухим» по утрам или после дневного сна, остается таковым на протяжении длительного времени в течение дня, регулярно опорожняется (обычно через 15-20 минут после еды), выдерживает паузу непосредственно перед актом дефекации, умеет спускать и натягивать колготки.

5.

Проявление интереса к самостоятельному выполнению действий. Ваш ребенок может демонстрировать все вышеперечисленные признаки, но до тех пор, пока у него не появится желание самостоятельно выполнять какие-либо манипуляции, ваши попытки научить его пользоваться горшком вряд ли увенчаются успехом.

Психологические аспекты приучения ребенка к горшку

Переложите всю ответственность за посещение туалета на малыша. Обсудите с ним тему пользования горшком. Скажите ему, что больше ничем не можете помочь ему, и теперь только от него зависит, будет он опорожняться и мочиться в горшок или нет. Предупредите, что вы больше не будете напоминать ему о пользовании горшком, что вы знаете, что он понимает предназначение горшка. Дайте ему понять, что теперь за все несет ответственность он.

Не разговаривайте с другими людьми о проблемах вашего ребенка, связанных с туалетом, когда он может слышать вас. Уразумев, что сопротивляться больше нечему, малыш может сам начать ходить на горшок.

Создавайте позитивные ассоциации с горшком. Не превращайте сидение на горшке в наказание или нечто такое, чего ребенок боится, заставляя его сидеть на горшке. Лучше позвольте малышу украсить горшок наклейками, если ему это нравится. Вы можете даже стимулировать ребенка таким образом, разрешая ему после каждого успешного пользования горшком добавлять на него новую наклейку.

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Для того чтобы научить ребенка ходить на горшок позвольте ему самому решать, хочет ли он садиться на горшок или на сиденье унитаза детских размеров. Пусть определит, какой подгузник ему надевать - обычный или на резинках. Предложите ему надеть обычные хлопчатобумажные трусики, которые усилят дискомфорт, когда он испачкает их. Но помните о том, что в случае такой «аварии» пострадает и все вокруг.

Привлекайте к сотрудничеству других людей. Убедитесь, что воспитательницы в детском саду или ваша няня придерживаются той же методики, что и вы, и ваш ребенок в их присутствии имеет свободный доступ к туалету. Можете также попросить какого-нибудь другого взрослого человека (например, вашего педиатра, медсестру или репетитора) поговорить с малышом о процедуре пользования туалетом.

Будьте терпеливы. В конце концов ваш 2-летний ребенок поймет, что гораздо приятнее постоянно быть сухим и чистым. Вам этот период может показаться вечностью, но в итоге все дети приобретают этот навык.

Как приучить ребенка ходить на горшок по-большому?

При этом биологические способности к данному акту редко появляются раньше восемнадцати месяцев. Детей в возрасте от двух с половиной до трех лет приучить ходить на горшок «по большому» можно довольно быстро. В таком возрасте они уже сами пытаются пользоваться туалетом. Для начала потренируйтесь предугадывать время испражнения, наблюдая за поведением ребенка - он будет покряхтывать и корчиться. Если вам удастся «поймать» нужный момент, помогите малышу связать ощущения в организме с необходимостью усаживаться на горшок. Через некоторое время он научится сжимать мышцы анального сфинктера до тех пор, пока не усядется на горшок. Частичным стимулом в этом деликатном деле ему будет служить всеобщий восторг, сопровождающий каждый удачный акт дефекации. Однако не перестарайтесь с похвалой, иначе ваш малыш примется экспериментировать с обретенной независимостью и способностью поражать окружающих.

Некоторые дети, уже будучи приученными к горшку, снова принимаются пачкать нижнее белье. Причиной этому может послужить тяжелый запор, вызванный медицинскими проблемами (в редких случаях), рационом с Низким содержанием клетчатки, обезвоживанием или (в более частых случаях) попытками пресечь испражнения из-за их болезненности или в качестве способа сопротивления приучению к туалету. Покажите ребенка педиатру. В большинстве случаев поводов для тревоги нет. Не наказывайте его за эти происшествия, не заставляйте подолгу сидеть на горшке и не устраивайте длительных бесед по поводу приучения к опрятности. Проблема разрешится сама собой.

Ночное недержание у ребенка

Предотвращению любых эмоциональных проблем, с которыми может быть связано недержание мочи, следует уделять первостепенное значение. Надевайте ночные подгузники до тех пор, пока ребенок не будет просыпаться сухим хотя бы несколько раз в неделю. Данное решение преследует две цели:

1.

Родителям не приходится получать с утра неприятный сюрприз в виде мокрой кроватки, а следовательно! и дополнительной стирки и перестилания постельного белья;

2.

Родители свыкаются с реальным фактом того, что дети в состоянии контролировать работу мочевого пузыря не более того, чем они сами контролируют, как часто переворачиваются во время сна.

Причины ночного недержания мочи у ребенка

1.

Многие дети младше пяти лет мочатся в кровать из-за маленького объема мочевого пузыря. Если вы замечаете, что частота ночного недержания не сокращается на протяжении нескольких месяцев или если ребенок начал мочиться в постель снова, попросите педиатра провести обследование. Осмотр специалиста поможет выявить инфекцию мочевого пузыря или любую другую физиологическую проблему, в силу которой ребенок не может оставаться сухим до утра.

2.

Исключив физическую причину, задумайтесь над причинами эмоциональными. У детей, переживающих трудные периоды жизни в своем эмоциональном развитии, стресс нередко проявляется в виде ночного недержания. И здесь оптимальным решением может быть использование ночных подгузников (и постарайтесь уделять этому вопросу поменьше внимания).

3.

Если малыш сам просит вас о помощи, предложите ему воспользоваться недорогими устройствами, сигнализирующими о малейшей сырости. Однако использование таких устройств рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста, которые сами проявляют инициативу.

Ночное недержание мочи может выступать в роли «выпускного клапана» для ежедневных стрессов или знаком протеста против ограничений, накладываемых обществом на маленьких детей. Будьте уверены, ваш малыш вскоре отыщет иной способ «выражать» свое недовольство. Почаще напоминайте себе, что недержание - это бессознательное проявление детских страданий или разочарований.