Родительское внимание в воспитании ребенка

«Мама, мама, посмотри на меня!» - мы слышим это от маленьких детей каждый день на протяжении многих лет. Когда они становятся старше, то реже произносят это вслух, но все же тем или иным способом стараются обратить на себя внимание родителей. Ведь дети нуждаются в нем больше всего на свете. Они приходят в этот мир, испытывая глубокую потребность в общении с другими человеческими существами, и любое внимание к себе воспринимают как нечто положительное.

Для подавляющего большинства детей, которые любят родителей и любимы ими, привлечение к себе родительского внимания - это одна из главных задач в жизни. Внимание родителей имеет колоссальное значение для детей - каждую минуту, каждый час, каждый день. Поэтому самое мощное последствие детских поступков, которое могут использовать родители для оказания влияния на поведение своего ребенка, - это проявление или отсутствие внимания к нему.

Когда я прошу родителей назвать самое мощное из используемых ими средств дисциплинарного воздействия, они почти всегда приводят примеры негативного плана: лишение детей каких-то привилегий, отправление их в другую комнату, чтение нотаций и физические наказания. Однако родители, как правило, оказываются в моем кабинете именно потому, что все эти методы неэффективны, и они сами это признают. Родители знают, что эти способы не действуют, но не представляют себе, что еще можно предпринять в критических ситуациях.

В действительности же ни одна из этих широко распространенных мер воспитания не может сравниться по силе с родительским вниманием или его лишением. Родители, в совершенстве овладевшие этим методом, неизменно приходят в изумление от полученных результатов.

Родительское внимание в воспитании ребенка оказывает сильнейшее влияние на самочувствие детей, их учебу и другие аспекты жизни.

В этом контексте внимание родителей рассматривается как прямое следствие поступков детей. Стараясь приучить ребят к самодисциплине, родители в каждой конкретной ситуации обычно располагают весьма ограниченным набором средств. Зачастую их выбор осуществляется непроизвольно, под влиянием текущего момента и эмоций. При использовании же методики обусловленных и заранее оговоренных ясных и неизменных последствий действия родителей становятся более целенаправленными. Взрослые разрабатывают и доводят до сведения ребенка правила и требования, а также поощрения и наказания, которые будут неуклонно применяться в случае их соблюдения или нарушения.