Как использовать описательную похвалу, когда ребенок начал сотрудничать

Пока вы стоите и ждете, описательно хвалите каждый шаг ребенка в правильном направлении, как бы мал он ни был, и ответно слушайте, что чувствует ваш ребенок. Запомните, чем больше мы хвалим детей, используя описательную похвалу в течение всего дня, тем более они склонны сотрудничать и показывать свои лучшие стороны. Вот несколько примеров описательной похвалы, которую вы можете использовать даже для крошечного шага в правильном направлении на шестом этапе. Вы могли бы сказать:

Ты перестал спорить.

Ты поставил все свои кисточки в стаканчик.

Ты все ближе и ближе к двери.

Ты не ушел и ведешь себя вежливо.

Ты не возмущаешься.

Я вижу, ты уже взял свой носок в руки.

Мы даже можем описательно похвалить случившееся ранее хорошее поведение:

Ты все быстрее и быстрее делаешь то, что тебе говорят. Я почти не слышала, чтобы ты сегодня кричал. Вчера ты был так ласков с братом.

Ответное слушание покажет, что вы понимаете: ваш ребенок не хочет прекращать делать то, чем он занят, и переходить к следующему действию. Помните: не спорьте, не осуждайте и не читайте нотаций - это не работает! Вместо этого вы можете сказать:

Тебе так нравится играть со своим новым конструктором. Ты даже не хочешь останавливаться.

Совсем не весело откладывать все, когда так хочется еще поиграть.

Я вижу, ты действительно сердишься. Ты не хочешь идти убирать. Тебе хотелось бы поиграть еще немного.

Ты, наверное, чувствуешь неловкость, прощаясь с нашим гостем. Ты, наверное, очень хотел бы, чтобы у нас не было такого нового правила.

Совсем не просто делать то, что тебе велят. Тебе потребовалось так много времени, чтобы собрать эту красивую башню. Тебе не хочется разбирать ее перед ужином.

Не стоит беспокоиться, что, делая подобные акценты, вы введете в заблуждение своего ребенка и он решит, что ему не нужно выполнять ваши указания. Метод «Шесть шагов» ясно дает понять, что ваше указание не обсуждается. И слова «хотел бы» четко передают, что это фантазия, а не реальный вариант.

Как усилить эффект

Для максимального эффекта вы можете объединить описательную похвалу и ответное слушание:

И хотя ты хотел бы, чтобы я просто оставила тебя в покое, ты не споришь и не просишь меня выйти из твоей комнаты.

Я вижу, тебя действительно раздражает, что пришло время выполнять домашнее задание, но ты не кричишь и не грубишь.

Я вижу, насколько ты рассержен, раз уж так швырнул грузовик в коробку для игрушек, но ты положил его в нужное место. И ты убираешь, несмотря на то, что показываешь мне, как сильно сердишься.

Если вы стоите и ждете, используете описательную похвалу и ответное слушание, то очень скоро ваш ребенок начнет реагировать положительно.

Продолжайте применять метод «Шесть шагов», пока ребенок не начнет сотрудничать, это произойдет гораздо быстрее, чем вы думаете. Причина, по которой методика «Никогда не просить дважды» всегда работает, кроется в том, что в ней нет седьмого шага, который говорил бы: «Через некоторое время сдавайтесь!»

Когда ваш ребенок наконец начнет сотрудничать, даже после всех шести шагов, не забудьте похвалить его, используя описательную похвалу. В следующий раз это будет немного легче и немного быстрее. И скоро вам понадобятся только первые три шага.