Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

«Дошкольное детство – это <...> период творчества, появления творческого воображения. Детям очень нравится рисовать, придумывать истории. Даже речь дети осваивают творчески, придумывая такие формы, которые не являются правильными с точки зрения русского языка, но позволяют ребенку выразить свои мысли». В. С. Мухина

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

У дошкольника богатый эмоциональный мир. Ребенок знает, что такое радость, печаль, грусть. Еще К. Д. Ушинским было отмечено, что чувства детей могут быть сильны, но не глубоки: сильны они, потому что в душе дитяти нет еще такого содержания, которое могло бы им противиться; не глубоки потому, что выражают собой не весь строй души, поскольку душа еще не пришла к единству сама с собой. Такая разрозненность чувственных ассоциаций выражается в необыкновенной подвижности, переменчивости чувствований.

Как происходит развитие творчества у ребенка?

Проанализировав развитие ребенка, мы можем отметить, что бурные психические процессы, которые происходят в этом возрасте, есть не что иное, как накопление опыта. Это тот опыт, который в свою очередь является необходимым условием чтобы начать развитие творчества у ребенка. Чем богаче будет восприятие ребенка, чем лучше будет развиты мышление, память и другие психические свойства, тем активнее ребенок сможет применять и комбинировать этот опыт в любой сфере деятельности.

Родители и педагоги часто замечают, что чем больше они читают или рассказывают ребенку, тем больше фантазирует он сам. Чем больше ребенок рисует, лепит, поет, танцует, тем больше он стремится к самореализации и в других видах деятельности. Для творческой деятельности необходимым условием является эмоциональное развитие. Чем оно ярче, тем больше возможностей для творческого развития.

Еще одним существенным моментом является накопление практического опыта в творческой деятельности. Замечено, что в семьях художников дети тоже рисуют, а в семьях музыкантов сочиняют музыку. Все это не случайно, и дело здесь не только в генах и наследственности. У ребенка была возможность попробовать этот вид деятельности и тем самым накопить опыт, который он в дальнейшем смог комбинировать и применять.

Если следовать описанию психических новообразований, то благополучно развивающийся ребенок к трем годам обладает способностью фантазировать и подражать. Освоив мир предметов, ребенок погружается в более сложный мир – туда, где предметы взаимодействуют с людьми, люди с животными и друг с другом. Формой такого погружения оказывается сюжетно-ролевая игра.

Выстраивая сюжеты, дети выстраивают отношения. Выстраивая правила – узнают, что правила бывают разные: простые и сложные, обидные и возвышающие, приятные и невыносимые. Выбирая роль, дети переживают на себе, каково это – быть мамой, папой, кондуктором, зайчиком, мышкой, львом и т. д.

Внимательно наблюдая за занятиями детей, можно составить представление, насколько ребёнок готов к творчеству. Не всегда предпосылки становятся способностями, поэтому развитие способностей помогает преодолеть грань между игрой и творчеством. Ключевая роль в этом процессе отводится родителям и учителю, особенно в начальных классах. Ребенок в этом возрасте доверяет взрослым полностью, для него важна их реакция.

Какие бывают учителя?

Психологи разделяют учителей на два типа: обучающие и развивающие. Именно развивающий педагог делает акцент на развитие творческих способностей детей. Обращает больше внимания на качество работы, даже в ущерб количеству выполненных творческих заданий. Учителя, обучающие догматичны, уделяют больше внимания высоким результатам учебы, творческая работа ведется в рамках необходимого минимума.

Спор, о том кто больше влияет на развитие творческих способностей детей, семья или школа ведется столько же, сколько существует педагогика. Это то же, что спорить о курице и яйце. Но роль родителей в творческом развитии их чада, ни в коем случае не должна быть на втором плане.

Насколько бы родители не были заняты, не уставали на работе и дома, они просто обязаны уделять время своему малышу, помогать ему советом и своим примером, отказаться от нравоучений.

Как развить творческие способности у ребенка?

Вот несколько советов, которые помогут вам найти общий язык с ребенком, а ему стать свободной раскрепощенной творческой личностью:

1.

Каждый человек нуждается в любви и уважении. Дайте понять своему ребенку, что вы не только его любите, но и считаетесь с его мнением и уважаете как личность.

2.

Никогда не критикуйте попыток творческой идентификации ребенка. В таком случае, несмотря на все старания, неудовольствие от результата будет все время возрастать.

3.

Поддерживайте все новые творческие начинания ребенка. Ни в коем случае не критикуйте первые опыты, какие бы они не были. Относитесь с теплотой и симпатией к стремлению творить. Помогайте ему.

4.

Чтобы развить творческие способности у ребенка, стимулируйте его желание задавать разнообразные вопросы. Всегда отвечайте на все вопросы, даже если вы в замешательстве.

5.

Умерьте опеку. Ребенок должен иметь возможность своими делами заниматься самостоятельно.

6.

Подскажите, как избегать неодобрения в обществе, справиться с реакцией сверстников. Поищите сверстника ребенку с таким же кругом интересов. Для школьника это очень важно. Не допускайте одиночества и недостатка общения.

7.

Не переусердствуйте, пытаясь побыстрее сделать из своего вундеркинда гения. Во всем должна быть мера. Не лишайте ребенка детства.

8.

Применяйте к решению творческих проблем личный пример.

9.

Для развития любознательности постоянно добавляйте в окружение ребенка новые разнообразные предметы.

10.

Интересуйтесь специальной литературой. Положительное влияние на развитие творческих способностей детей оказывают разнообразные творческие задания.

Творчество далеко не всегда непосредственно связано со способностью к обучению. Творчество – это способность к алогичному альтернативному мышлению. Здесь нет места стандартным решениям.

Грамотная деликатная поддержка родителей, домашнее воспитание и обучение особенно необходимы малышу в возрасте от трех до семи лет. В это время происходит приспосабливание ребенка к миру взрослых, и наоборот, старших к ребенку, открывающему свои таланты.

Развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста

«Вот мы взяли краски в руки – и не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, яркой краски не жалей!» Пожалуй, сложно точнее выразить потребность в творчестве у ребенка-дошкольника. О какой скуке может идти речь, если столько возможностей сделать нечто необыкновенное! В детской песенке, строчку из которой мы привели выше, есть еще и такие слова: «Дети любят рисовать... На асфальте, на бумаге, на стене и в трамвае на окне!» Разве может пресловутый листок из альбома заменить такие возможности самовыражения?

Как развивается творческая деятельность ребенка?

Ребенок творит постоянно. Его творчество выходит далеко за рамки рисования, лепки, конструирования. Он творит мир и себя самого в нем. Творчество захватывает, окрыляет, позволяет чувствовать себя успешным, значимым.

Творчески можно завтракать, улавливая в кусочке сыра очертания гриба, а в каше – поле сражений, особенно если умело орудовать ложкой. Творчески можно заправлять кровать, устраивая в получающихся складках – предмете недовольства мамы – потайные ходы. Творчески можно купаться, стирать, наблюдать...

Творческая деятельность ребенка не позволяет ему чувствовать себя одиноким, даже если он находится один. Воображение – незаменимый помощник в созидании новой реальности. Малыш погружается в воображаемые миры, где он полноправный хозяин ситуации, творец судеб, герой, любимый и уважаемый всеми вокруг.

Впрочем, трех-пятилетний малыш уже не против, чтобы его творчество немного ограничивалось. Если вся группа рисует солнце – он тоже готов нарисовать солнце, только оно будет гораздо лучше, если сделать так или вот так.

Как протекает творческий процесс?

Творческий процесс может быть индивидуальным или коллективным, осуществляться со старшими детьми и взрослыми и со сверстниками. Творчество – это волшебное дерево, у которого постоянно появляются новые ростки – для того, чтобы дать жизнь еще более ярким и сочным веткам.

Активно используя воображение, наблюдательность, восприятие, знания об окружающем мире и о том, как могло бы быть по-другому, ребенок создает необыкновенные по цветовому и сюжетному решению рисунки – отражение его внутренней картины мира. Чуткий взрослый, внимательно рассмотрев детский рисунок, постарается понять, что творится в душе у ребенка, и вовремя ему помочь.

Ребенок творит мир – к этим словам можно добавить только небольшое пожелание взрослым: предоставьте ему безопасное пространство, где потребность в творческом самовыражении найдет свой выход.

Развитие творческого потенциала у детей

Творческое начало есть в каждом человеке. Однако кто-то его развивает, а кто-то пренебрегает даром природы. Нет, мы вовсе не говорим о том, что вы обязаны вырастить из ребенка великого композитора или писателя - всегда можно сделать творчество частью обычной жизни. Этот навык поможет маленькому человеку не только правильно расти и развиваться, но также стать более коммуникабельным, способным самостоятельно определиться с будущей профессией и более тонко чувствовать мир вокруг, радуясь каждому прожитому дню.

1.

Сегодня в магазинах открыты целые отделы, в которых можно купить наборы для детского творчества, учитывая предпочтения малыша. Это очень удобно, ведь многие родители в силу занятости не могут уделить достаточное количество внимания занятиям с ребенком. Так что, вы можете купить альбом с красками или карандашами, цветными мелками и фломастерами, глину, пластилин, набор для аппликации, конструктор, книжку-раскраску и т.д. Отлично зарекомендовали себя пальчиковые краски, которые позволяют заняться развитием творческих способностей ребенка уже в первые годы его жизни. Такими красками можно рисовать на стенах и полу при помощи пальцев. Они производятся на водной основе, а потому, совершенно безвредны для организма, легко отмываются от любых поверхностей с помощью воды.

2.

Слушайте музыку вместе с малышом, смотрите фильмы. Как можно чаще обращайте внимание ребенка на красоту окружающего мира, ведь перед тем, как развить творчество детей правильно, очень важно научить их чувству прекрасного. Говорят, что японцы с детства способны различать до 5-8 оттенков голубого неба. Стоит поучиться умению жителей Страны Восходящего Солнца так тонко чувствовать красоту.

3.

Можно купить ребенку энциклопедию с изображениями картин известных художников. Это позволит малышу уже с ранних лет знакомиться с произведениями искусства, которыми восхищается весь мир.

4.

Если вы видите, что ребенок проявляет интерес к определенному виду деятельности, старайтесь развить способности малыша именно в этом направлении. Чадо любит танцевать? Отведите ребенка в школу танцев. Сыну или дочери нравится лепить из глины различные фигурки? Возможно, стоит рассмотреть вариант кружка гончарного искусства. Сегодня для детей открыто большое количество секций, а потому, развить творческие способности любого малыша совсем не сложно.

Обязательно развивайте у ребенка творческие способности. Тем более что дети сами будут рады реализовать уже имеющиеся у них навыки!

Мотивация детей к творчеству

Задача взрослого – пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. Помимо общения с ребенком этому способствуют задания, требующие от него адекватного выражения ребенком собственного чувства, отношения, настроения, замысла. Тогда ребенок входит в искусство как в «свой мир», где можно выразить то, что несешь в душе. Необходимо также, чтобы содержание занятий отвечало тому или иному возрастному этапу становления личности (о чем взрослые чаще всего не задумываются). Но для того чтобы занятия искусством были, как говорят психологи, положительно мотивированы, не менее важно и другое: благоприятные условия, в особенности отношение взрослого к маленькому художнику.

Как мотивировать ребенка к творчеству?

Крайнюю осторожность следует соблюдать собираясь мотивировать ребенка к творчеству и оценивая его творческие возможности. Никто не знает, что они смогут делать в искусстве, если только захотят! К сожалению, бережное отношение к маленькому художнику не всегда свойственно взрослым.

Ребенку не нужен, даже вреден тщеславный ажиотаж вокруг его непритязательного творчества, но доброжелательное внимание может и должно быть ему обеспечено в каждой семье! И педагог должен использовать любую возможность, чтобы повлиять в этом отношении на родителей. Тогда семья, зачастую выступающая невольным противником учителя, сможет стать его сотрудником в развитии маленького художника.

Итак, скажем еще раз: не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят ни самые лучшие психологические рекомендации, ни педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. Тут нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Поэтому преподаватель изобразительного искусства должен вести себя так, будто все дети – потенциальные художники. На практике это, в частности, означает, что он будет относиться к каждому ребенку как к творческой личности, не предрешая заранее, как далеко тот сможет пойти в своем развитии. И будет уделять постоянное внимание специфически художественным заданиям.

В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство и, может быть, испытают то сопричастное, родственное отношение к жизни, которое лежит в основе всех искусств и которого так недостает едва ли не каждому современному человеку.

Игра, как средство развития детей дошкольного возраста

Что важного в детских играх?

Интерес к детской игре психологи и педагоги проявляли всегда, но проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине прошлого века. Для того чтобы разобраться, в чем заключается суть этой проблемы и что привело к ее возникновению, необходимо обратиться к истории развития взглядов на детскую игру.

О важности игр писали еще древние философы Греции и Рима. Древние греки считали игру одним из самых главных факторов развития. Дети в Древней Греции любили физические упражнения, а в Древнем Риме увлекались игрой в обруч, бросанием камешков по поверхности воды. Еще Аристотелем было отмечено, что большинство игр и развлечений должны состоять в подражании серьезным делам взрослых.

Об игре говорили и писали и великие просветители и педагоги прошлого, но только в трудах психологов и педагогов XIX и XX веков игра стала рассматриваться как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Игра, по словам К. Д. Ушинского, формирует все стороны детской души, ум ребенка, его сердце и волю. Детские игры предсказывают будущий характер и судьбу ребенка. Сама игра имеет большое значение для развития детских способностей и наклонностей. И еще: игры, придуманные взрослыми, а не созданные самими детьми, всегда носят на себе печать искусственности.

Почему так много времени мы посвятили игре? Дело в том, что дети придумывают и сочиняют игры беспрестанно. С помощью игры накапливается творческий потенциал ребенка, развиваются творческие способности.

В игре совершается творческий акт. Он носит зачастую спонтанный, не контролируемый волей и сознанием характер.

Три основных подхода к проблеме творческих способностей:

1.

Творческих способностей не существует. Творческая активность обусловлена интеллектуальной одаренностью, мотивацией, личностными чертами.

2.

Способность к творчеству, или креативность, – самостоятельный фактор, независимый от интеллекта.

Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

3.

Высокий уровень интеллекта соответствует высокому уровню креативности и наоборот. Другими словами, творчества как специфической формы активности нет, креативность же является компонентом общей умственной одаренности.