Как происходит развитие речи у детей 3-4 лет

К 3-4 годам ребенок в норме хорошо говорит, четко выражает свои мысли и желания. Грамотная речь – это и основа успешного обучения ребенка, средство установления и поддержания взаимоотношений с разными людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Трехлетний ребенок понимает обращенную к нему речь взрослых, различает интонации и успешно воспроизводит их в своей собственной речи. Словарный запас активно увеличивается, что позволяет малышу использовать в речи более сложные речевые конструкции.

Из этой статьи вы узнаете как происходит развитие речи у детей 3-4 лет.

Как происходит развитие речи у детей 3-4 лет?

Как взрослые влияют на развитие речи у детей 3-4 лет?

Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей от 3 до 4 лет и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком, комментируют и четко проговаривают свои и его действия, поощряют его к рассказыванию, объясняют различные ситуации и явления.

Дети часто выступают инициаторами общения, и взрослые поступают верно, активно включаясь в диалог с ребенком, поощряя его размышлять и задавать вопросы. Если же случается так, что ребенок по какой-то причине не стремится к общению (не задает вопросы, не делится своими впечатлениями), потребуются чуткость, терпение и ровный, положительный эмоциональный тон для обращения к ребенку и последующего общения.

1.

О чем говорить с ребенком 3-4 лет? В возрасте 3-4 лет детям интересно практически все, а потому проблем с поиском темы для обсуждения не бывает. Окружающие предметы, космос и дальние планеты, все живое на Земле, война и мир, нормы и правила поведения, индивидуальные особенности людей, явления природы и т. д. – все это может составлять содержание детских вопросов и интересующих областей. Бывает, элементарные вопросы (почему дует ветер? Почему бабушка старенькая? Зачем нужны билеты?) вызывают у взрослых затруднения. Но не стоит спешить открывать справочники или искать нужные материалы в Сети – детям требуются простые объяснения, так, как вы сами понимаете.

2.

Нужно ли поощрять тягу ребенка к высказываниям и рассуждениям? Взрослые, поощряя детей к высказываниям и рассуждениям, не ограничивая их по времени, заинтересованно и активно слушая, воспитывают хороших рассказчиков. Свободная речь детей 3-4 лет, будь то пересказ услышанной или придуманной самим истории или размышления о чем-то важном для ребенка, включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Маше купили собаку, поэтому она вечером вместе с ней гуляет. И папа с ними, чтобы большие собаки не обижали, у Маши ведь она еще маленькая, щеночек». Пятилетний ребенок пытается не просто констатировать факты или называть их, а толковать различные явления, что свидетельствует о достаточно активной умственной деятельности.

3.

Как реагировать на общение ребенка с воображаемым другом? Общаться ребенок может не только с окружающими людьми, но и с воображаемыми друзьями, которые являются продуктом фантазии ребенка. Ребенка не смущает общение с «пустотой», для него воображаемый друг – реальность. С воображаемым другом можно играть, о нем можно рассказывать разные истории (о том, что он уехал, или заболел, или устал), его можно учить нормам поведения за столом и на улице. Взрослые иногда бывают обеспокоены появлением такого друга, однако тревожиться не о чем – значительно конструктивнее понять: общение с воображаемым другом весьма успешно способствует развитию его речи. Общаясь с вымышленными друзьями, ребенок имеет возможность переводить речь из внутреннего плана во внешний, то есть проговаривать вслух то, что придумывает про себя. В разговорах малыша с воображаемыми друзьями всплывают коммуникативные ситуации, участником или свидетелем которых он был.

Как происходит развитие речи у детей 3-4 лет?

Речь ребенка, ее грамотность, лексическое разнообразие, во многом определяется речью окружающих и значимых для него взрослых. Поэтому чтобы развить речь у детей 3-4 лет к собственной речи взрослые должны быть предельно внимательны. Важна не только содержательная сторона речи, но и звуковая. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, постановку дыхания, темпа речи, различных интонационных средств.

Четкая артикуляция формируется в случае, если, во-первых, отсутствуют дефекты развития артикуляционного и слухового аппарата ребенка, а во-вторых, если речь окружающих взрослых разборчивая и внятная. При возникновении устойчивых затруднений, связанных с произнесением отдельных звуков или звукосочетаний, которые не исчезают к четырем-пяти годам, необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Формирование речевого дыхания у детей

Речевое дыхание обеспечивает возможность четкого произнесения слов и фраз у детей 3-4 лет. Торопливая, скомканная речь с «глотанием» слов и частей фраз создает немало проблем ребенку, которые со временем могут привести к трудностям в общении и обучении.

Темп речи у детей 3-4 лет в спокойном состоянии – ровный, не быстрый и не медленный. У детей с холерическим темпераментом темп часто бывает быстрее, чем у детей-флегматиков. Возбужденные, находящиеся под впечатлением дети могут говорить торопливо, а заболевший, вялый ребенок – медленнее, чем обычно. На речь ребенка оказывает влияние и социальное окружение: если вокруг все тараторят (или, наоборот, говорят протяжно, нараспев), но такую же манеру говорить освоит и ребенок.

Интонация речи – то, что схватывает даже самый маленький ребенок. Неразборчивая речь годовалого малыша может удивлять взрослых точностью передаваемых интонаций – назидательных, вопросительных, восклицательных и т.д. К трем годам интонация четко дифференцируется ребенком. По голосу родителей он определяет их реакцию на свои действия, в то же время сам в своей речи воспроизводит все больший репертуар интонаций (тон его речи может быть строгий, радостный, грустный, равнодушный, раздраженный, веселый и т.д.). В случае если ребенок плохо интонирует (например, окружающим трудно различить, задает ли он вопрос или утверждает что-либо, либо по его голосу невозможно определить настроение), следует уделять развитию этого навыка более пристальное внимание.

Четкая артикуляция – процесс длительный и требующий систематических и комплексных усилий со стороны родителей: выразительно читать и обсуждать с ребенком стихи и рассказы, учить его слушать музыку, петь вместе с ним, поощрять стремление к ритмичным движениям и т.д. При грамотном подходе родителей и при отсутствии проблем с речевым и слуховым аппаратом к пяти годам речь ребенка становится достаточно выразительной и грамотной. Если же есть сомнения в том, что речь ребенка четкая, чистая и грамотная, следует обратиться к специалистам – логопеду или невропатологу.

Формирование речевых умений и навыков

Искусство владения языком включает умение слушать и общаться (в устной форме), а в более старшем возрасте – читать. Развитие речевых навыков у детей 3-4 лет можно стимулировать отгадыванием загадок, чтением стихов, народных легенд и сказок, рассказов и т. д. Следующие упражнение дают представление о некоторых методах развития навыков в этой области.

Как развить речь ребенка 3-4 лет?

1.

Придумайте предложения, в которых опущено последнее слово. Предложите ребенку закончить фразу словом, подходящим по смыслу. Например: «Я хочу носить...», или «Мой любимый цвет...», или «Петя бросил...». Более сложной разновидностью этого упражнения будет задача подобрать подходящие слова в середине или в начале фразы. Например: «...ехал на велосипеде» или «Даша... ее маленького брата».

2.

Чтобы развить речь ребенка от 3 до 4 лет поставьте перед детьми задачу назвать рифмующиеся слова, например, со словом «машина». Затем попросите их придумать стихотворение, содержащее эти слова.

Анализ

3.

Предложите ребенку составить связный рассказ по картинкам. Затем поменяйте картинки местами. Поставьте перед ребенком задачу расположить их в первоначальном порядке.

Синтез

4.

Предложите ребенку представить себе, что он самый лучший повар на свете и должен выступить в телевизионной передаче, чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Правилами этой игры предусмотрено, что дети могут пользоваться любым необходимым им подсобным материалом.

5.

Выдайте ребенку четыре не связанных между собой по смыслу картинки. Попросите его сгруппировать их так, чтобы получился рассказ.

6.

Предложите детям придумать окончания историям, прослушанным по магнитофону.

Оценка

7.

Покажите ребенку репродукции наиболее известных произведений живописи и графики. Попросите высказать и обосновать свое отношение к той или иной картине, назвать произведение, которое им понравилось больше всего. Если представлены работы разных художников, попросите детей назвать художника, произведения которого понравились больше других, а затем обосновать свой выбор.