Особенности развития детей с нарушениями слуха

Значительную часть детей с проблемами в развитии составляют дети с нарушением слуха, которое приводит к серьёзным отклонениям в развитии речи и следствием которого является проблема в личностном развитии и развитии мышления.

Рассмотрим особенности развития детей с нарушениями слуха.

Причины нарушений слуха у детей

Чем вызваны нарушения слуха у детей?

Нарушения слуха бывают врожденные и приобретенные. Первые встречаются реже (у 25% детей), чем вторые.

Неправильное развитие детей с нарушением слуха во внутриутробном периоде может быть обусловлено наследственным фактором. Причинами врождённой глухоты является недоразвитие слухового аппарата ребёнка или его повреждение во время беременности по причине заболеваний матери, гормональных расстройств и пр.

Причиной приобретённой глухоты может быть асфиксия при рождении. В 80% случаев нарушение слуха проявляется у детей в возрасте до 2 лет. Причиной этого могут быть инфекции, отиты, применение антибиотиков.

Различают 2 группы детей с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. Разница между ними заключается в том, что у слабослышащих частичная сохранность слуха позволяет минимально пополнять словарный запас, а у глухих это исключено.

Развития детей с нарушениями слуха

Развитие детей с нарушением слуха зависит от степени нарушения слуха. Существуют 4 степени по глубине нарушения слуха при тугоухости – легкая, умеренная, значительная и тяжелая.

Как проходит развитие детей с нарушением слуха?

1.

Одна из важнейших психических функций - овладение речью зависит от слуха. Ребенок с дефектами слуха не в силах самостоятельно научиться говорить, так как не воспринимает речь, не слышит звуковые образцы. Слух очень важен для формирования произношения ребенка. Речь – это фундамент развития познавательных процессов, поэтому ее отсутствие нарушает мыслительную деятельность ребенка.

Речь является регулятором поведения ребенка. Поэтому дети с нарушениями слуха испытывают сложности в развитии. Глубокие изменения слуха и речи влияют на социальное положение таких детей, на их участие в разных видах совместной деятельности со здоровыми сверстниками.

Поэтому нарушение слуха сказывается на психическом, физическом и личностном развитии ребенка.

2.

Психическое развитие детей с нарушением слуха зависит от того фактора, является ли их глухота врожденной, слух потерян на раннем этапе онтогенеза или нарушение возникло на более позднем этапе. Ранняя и врожденная потеря слуха служит причиной немоты.

3.

Если слух ухудшился после трехлетнего возраста, слабое развитие локомоторной функции выражено в меньшей степени. В таком случае успевает сформироваться фразовая речь, нарушение словарного запаса и грамматики выражены меньше. При нарушении слуха в школьный период речь уже сформирована, существуют только недостатки произношения.

4.

В обычной школе можно встретить детей с нарушениями слуха. Пребывание в таких школах вызывает трудности в усвоении школьной программы, наносит урон психическому развитию. Ограниченная возможность общения приводит к развитию психопатологических нарушений. У детей появляются отклонения в психическом развитии, которые распространяются на эмоционально-волевую сферу и познавательные процессы. Нарушение слуха приводит к нарушению речи или полной немоте, что оказывает влияние на формирование словесного мышления и приводит к нарушению развития личности в целом.