Какие существуют особенности психологии дошкольников?

Дошкольник начинает осознавать себя; он задастся вопросом: «Почему я - это именно я, Фредерик Смит-младший?» Кто я - бабушкин зайчик или приставала, мамино золотко или папин трус и «не мужчина», ведь я боюсь спать без ночника? Какой я - умный или глупый, кто я - мальчик, который отлично рисует, или мальчик, который боится лезть на шведскую стенку под самый потолок?

Кто я - злой «жадина-говядина», который не дал своего любимого плюшевого мишку двоюродной сестрице, или добрый мальчик, которым воспитательница так гордится, потому что он играл с Дэвидом в грузовик по очереди? Это крошечное создание, для которого весь мир - неведомая земля, сталкивается со вселенскими, глубокими, подчас мучительными вопросами самоопределения - он учится видеть себя в целом, и себя в себе, и себя с общении с другими, и все это он также привносит в игру.

Какие существуют особенности психологии дошкольников?

Ребенок так глубоко погружен в осознание и понимание мира, что жизненные задачи трех - четырехлетнего ребенка становятся подчас непосильными - если учесть все сложные основополагающие вопросы, которые перед ним встают. И самый надежный инструмент для поиска ответов на них - это игра. Если мы сядем за стол и скажем:

«Ну-ка посиди тихонько и сосчитай эти бусины», то лишим ребенка возможности ответить на вопросы, которые нужно обдумывать, рассматривать и изучать посредством свободных, спонтанных, разнонаправленных игровых переживаний. Игра «в больницу» высвобождает и исцеляет и реальные, и воображаемые страхи, связанные с тем, как ребенку недавно удаляли гланды; изображая лихого злодея-ковбоя с пистолетом, ребенок выражает агрессивные чувства, которые нельзя направлять на других людей; притворяясь полицейским, ребенок усваивает средства контроля над собственными антиобщественными порывами; строя из кубиков город, он собирает сведения о кусочке мира, за которым наблюдает.

Педагоги знают о том, как важна игра, так же давно, как и психологи и психиатры, и вдохновляющие и обогащающие качества игры представляли главный интерес для подавляющего большинства педагогов за последние пятьдесят лет. Я не верю, что большинство специалистов по дошкольному образованию утратили энтузиазм по отношению к праву ребенка на игру - ведь я сама его не утратила, - однако в последние несколько лет они говорят о нем несколько более сдержанно.

Я думаю, что все мы слишком легко дали себя запугать немногочисленному, но весьма громогласному меньшинству исследователей и психологов, предлагающих современным родителям альтернативу, которая кажется тем такой желанной: эти ученые облегчают родительские тревоги относительно школьной успеваемости ребенка.

Сегодняшние родители, попавшиеся в ловушку общей истерии относительно необходимости высшего образования и недостатка мест в колледжах для всех желающих, с радостью хватаются за любую волшебную формулу, благодаря которой дети якобы будут учиться быстрее. Остальные из нас, те, кто наделен здравомыслием и обладает широким кругозором, боюсь, пассивно наблюдают, как наших детей скармливают львам-технологам.

Миссис Ламберт

Один из самых мудрых, здравых, красноречивых защитников игры - Клара Ламберт, которая в 1948 году выпустила в Ассоциации детских садов буклет под названием «Игра как мерило роста». Это классическая работа о значении игры в жизни детей, которая и в наши дни представляется разумной и рациональной.

Миссис Ламберт говорит об игре как о выходе для эмоций ребенка, социально приемлемом средстве, которое позволяет детям выражать свои чувства, наблюдения, недоумение и неуверенность и учиться с ними справляться. Она считает, что игра - главное средство подготовки к жизни, понимания повседневных событий, и указывает, что игра, полная фантазий и изобретательности, это мостик между сознательными мыслями ребенка и его потаенными чувствами.

Ребенок может таким образом совладать со страхами, связанными с рождением, смертью, болезнью, разлукой с родителями. Он «изучает» семью и другие социальные отношения. Он смотрит в лицо гневу, негодованию, ревности, ярости - и своему естественному страху быть наказанным за эти чувства.

У этого буклета есть, в частности, одна замечательная особенность - миссис Ламберт уже в 1940-е годы стала замечать, как современное общество посягает на право ребенка на игру:

Миссис Ламберт умерла несколько лет назад, не успев увидеть, как игра сдает свои позиции перед лицом новоявленной моды на академические успехи. Но ее ученики и коллеги, которые прекрасно понимали, что ее слова сегодня стали еще более важными и ценными, в нынешней обстановке непрерывного давления на детей почему-то предпочли хранить молчание и потому стали пассивными сотрудниками и помощниками тех, кто решил уничтожить детство.

Я была одной из ее учениц - и мне кажется, что настала пора немного покричать! Нельзя просто так стоять в сторонке и смотреть, как эра паники дискредитирует все важнейшие открытия о психологии детства. Я со всей настойчивостью - и подчас разъясняю родителям маленьких детей, что для их отпрысков нужно искать детский сад, в котором искренне заботятся о всесторонне здоровом развитии детей. Такие детские сады еще есть. В них осознают важность игры как основного и жизненно необходимого средства, позволяющего растущему ребенку бороться за контроль над своими чувствами, исследовать свое окружение и формировать самоощущение.