Преимущества ответного слушания

Ответное слушание показывает, что мы заботимся о чувствах наших детей.

Конечно, родители заботятся о чувствах своих детей, но ответное слушание показывает, что мы на самом деле заботимся. Вы можете предположить, что дети знают об этом. Но если подумать, как мы часто реагируем на то, что они расстроены, легко понять: наши дети вряд ли уверены, что мы действительно заботимся о них. Допустим, ваш сын приходит домой и говорит: «Учительница всегда придирается ко мне». Вы можете ответить: «Ну, и что ты делаешь не так?» Или если ваша дочь говорит: «Никто меня не любит», у вас может возникнуть желание ответить: «Не глупи. Посмотри, как много людей пришло на твой день рождения».

Мы так стремимся помочь нашим детям почувствовать себя лучше, что легко оказываемся в ситуации невосприятия или преуменьшения их чувств. Когда мы отрицаем то, что наш ребенок чувствует, пытаемся осуждать или оспаривать его чувства, мы невольно создаем ему дополнительные проблемы. Первая проблема ребенка заключается в том, из-за чего он расстроен, вторая проблема - в том, что у него складывается впечатление из-за нашей реакции, будто бы он не должен переживать эти чувства. Ничего из этого не поможет ребенку справиться со своим расстройством или найти конструктивное решение. Ответное слушание нужно для того, чтобы помочь изменить настроение ребенка, а не его мнение.

Ответное слушание помогает нашим детям почувствовать себя услышанными и понятыми.

Это важно, потому что плохое поведение и поиск негативного внимания начинаются, когда дети пытаются донести до нас, как ужасно они себя чувствуют. Они пытаются показать нам, что действительно чем-то расстроены. Если мы будем реагировать в обычном порядке (убеждать, читать нотации, упрекать и т. д.), дети будут еще больше разочарованы, потому что они решат, что мы не воспринимаем их чувства всерьез.

Ответное слушание показывает, что мы пытаемся понять, какими расстроенными они себя чувствуют. Когда дети находят понимание, они испытывают огромное облегчение. Это обнадеживающее чувство часто может разрядить неприятные эмоции и свернуть потенциально взрывоопасные ситуации. Только в этот момент они могут начать думать конструктивно о том, как решить проблему или улучшить ситуацию.

Как ответное слушание помогает детям

Ответное слушание помогает нашим детям научиться выражать свои чувства словами.

Как я уже упоминала, дети часто невнятно говорят о своих чувствах. Вы когда-нибудь говорили расстроенному ребенку: «Попробуй выразить свои чувства словами»? Это рекомендуют многие книги по воспитанию, но зачастую дети даже не знают, какие слова использовать! Таким образом, они стараются дать родителям понять, что чувствуют себя плохо, не рассказывая о проблеме, а посредством нытья, обвинений или плохого поведения. Ответное слушание все в корне меняет. Со временем ответное слушание обогатит и разнообразит словарный запас детей настолько, что они смогут выражать свои эмоции словами. Оно поможет детям распознать и понять свои чувства (в настоящее время это часто называется эмоциональной грамотностью или эмоциональным интеллектом). Дети постепенно становятся способными выражать свои чувства словами, а не с помощью капризов. По ряду причин это обычно происходит быстрее у девочек и позже у мальчиков. Некоторые из этих причин носят культурный характер; другие связаны с развитием. Но как мальчики, так и девочки могут научиться понимать свои чувства и выражать их более зрело.

Если использовать эту методику постоянно, она приводит (не за один день, конечно) к лучшему поведению, более зрелым социальным навыкам и более сильной мотивации, также как и к большей уверенности в себе и сотрудничеству.

Слушание в этом случае дает детям время, которое им нужно для того, чтобы «переварить» свои эмоции, почувствовать их в полном объеме, а затем выйти с другой стороны, успокоившись и осмыслив ситуацию. Есть два распространенных высказывания, которые описывают этот процесс: «Лучше снаружи, чем внутри» и «Единственный путь наружу - через себя».