Как планировать время своего ребенка

Мы знаем, что маленькие дети не способны планировать время. Поэтому мы делаем это за них. В этой статье мы расскажем вам как грамотно планировать время своего ребенка.

Как планировать время своего ребенка?

Мы напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, по собственному разумению рассчитывая время, которого им должно хватить на выполнение задания. Или напоминаем, когда пора готовиться ко сну, чтобы они успели почитать, после того как наденут пижамы, почистят зубы и умоются. Если запланировано особое событие, мы прикидываем, сколько времени нужно, чтобы собраться, и напоминаем детям, что пора приступить к делу, чтобы семья была готова вовремя. Мы замечаем, что дети работают с разной скоростью, и соответствующим образом стараемся планировать время своего ребенка и корректируем свои планы и напоминания.

Ребенок планирует свое время

Постепенно мы передаем ответственность за планирование времени самим детям. Когда они начинают понимать, как определять время по часам (обычно ко второму классу), мы напоминаем, что пора посмотреть на часы. Если есть запланированные мероприятия, например спортивные секции или любимые телевизионные передачи, мы помогаем детям планировать свое время с учетом этих событий. Когда мы настаиваем, чтобы дети закончили домашние задания или свои обязанности по дому до игры или просмотра телевизора, мы помогаем им планировать время.

Иногда, перейдя в среднюю школу, дети сталкиваются с трудностями, потому что требования возрастают, а мы всё меньше времени уделяем контролю и надзору за ними. Количество обязанностей возрастает, как и число отвлекающих факторов. Как можно тратить время на выполнение домашней работы, если хочется играть в видеоигры, общаться в чате с друзьями, просматривать любимые сайты, слушать новую музыку, болтать по телефону и смотреть любимые телепрограммы? Неудивительно, что в наши дни молодые люди пытаются работать в многозадачном режиме! Для некоторых искушения слишком велики. В этом случае мы должны не щепетильно планировать время своего ребенка, а помочь своим детям научиться более эффективно управлять своим временем.

К старшим классам многие дети становятся искуснее в жонглировании возможностями и обязанностями и планируют свое время более эффективно. Если ваши дети еще не освоили этот навык, отношения с ними могут ухудшиться, потому что в этом возрасте они сопротивляются любым указаниям родителей.

Тест: Насколько развиты навыки планирования времени у вашего ребенка

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа - детский сад

Может выполнять ежедневные задачи вовремя (возможно, с подсказкой-напоминанием)

Может ускориться и закончить дело быстрее, если есть такая необходимость

Может выполнить небольшую работу по дому в заданное время (например, собрать игрушки перед включением телевизора)

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

Может выполнить небольшое задание за время, установленное взрослым

Может запланировать необходимое количество времени для выполнения работы по дому (иногда требуется помощь)

Может выполнить утренние процедуры за указанное время (иногда требуется практика)

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

Может выполнять ежедневные обязанности за отведенное время без посторонней помощи

Может скорректировать график выполнения домашних заданий с учетом другой занятости (например, начать пораньше, если вечером запланирована встреча)

Может начать долгосрочные проекты заранее, чтобы снизить вероятность цейтнота (иногда требуется помощь в планировании)

Средняя школа (6-8-й классы)

Обычно заканчивает выполнение домашней работы до времени отхода ко сну

Может расставлять правильные приоритеты, если время ограниченно (например, пойти домой сразу после школы и закончить работу над проектом, вместо того чтобы гулять с друзьями)

Может создать график работы над долгосрочным проектом, рассчитанный на несколько дней

Методы планирования времени

Умение взрослых и детей планировать свое время

1.

Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Если дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, принимают пищу по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому. Им легче определять время между запланированными событиями (например, прием пищи или отход ко сну).

2.

Чтобы грамотно планировать время своего ребенка обсуждайте с ним, сколько времени ему понадобилось для выполнения дел, например работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания. Это основа развития навыка оценки времени - очень важного компонента планирования.

3.

Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. При работе над навыком планирования вы также усиливаете ощущение времени, потому что планирование подразумевает установление временных границ для выполнения задания. Когда вы обсуждаете с ребенком планы на день или время, которое потребовалось на выполнение задания, он понимает взаимоотношения между временем и заданиями. Это может даже приносить радость, если вы планируете развлечения, например день с другом. Попросите ребенка оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой и т. п. Уроки, которые сможет извлечь ваш ребенок, будут особенно полезными для него, если он поймет, что они с другом могут делать что хотят, потому что заранее предусмотрели для этого время.

4.

Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку в правильном планировании времени. Некоторые родители вешают на видном месте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Благодаря этому подходу ребенок научится чувствовать время и сможет успешно планировать свое время.

5.

Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.