Как попросить ребенка повторить ваше указание

Попросите ребенка повторить ваше указание - четко, точно и своими собственными словами. Вы можете сказать что-то вроде: «Так что же тебе нужно сделать сейчас?» или «Пожалуйста, скажи мне, что ты должен делать дальше». По сути, четвертый шаг представляет собой маленький «мозговой штурм». Когда ребенок говорит вам, что он должен сделать, у него в голове автоматически возникает четкая, яркая мысленная картинка того, как он выполняет эти действия. И представив это, вашему ребенку уже гораздо проще и не так неприятно переходить к новому виду деятельности, даже если поначалу он испытывал сопротивление.

И когда ваш ребенок слышит, как он сам говорит, что должен сделать, это становится уже его делом. Так он воспринимает указание гораздо серьезнее, чем слыша его от вас. Таким образом, ваш ребенок чувствует себя морально обязанным сделать то, что он сам сказал, в то время как, возможно, привык игнорировать то, что говорят ему взрослые.

Если вы спросите его, что он должен делать дальше, ребенок может попробовать проверить вас, чтобы посмотреть, сможет ли увильнуть: «я не знаю» или «я забыл». Попросите его сделать разумное предположение и описательно похвалите даже за не совсем правильный ответ. Подождите, пока он «догадается», что должен сделать. Он скоро поймет, что его старые уловки больше не работают и ему не удается разозлить или задеть вас, также он почувствует, что ваша описательная похвала доставляет ему удовольствие.

Как ребенок должен повторить указание

Важно не допустить, чтобы он просто повторял, как попугай, слова, которые только что услышал от вас. Многие дети так делают, не осознавая на самом деле своей новой задачи. Мозг вашего ребенка будет реагировать по-другому, когда ему придется изложить инструкцию своими собственными словами. Именно в этот момент его воображение рисует четкую мысленную картинку, как он сам делает все, о чем говорит.

Когда ваш ребенок говорит вам собственными словами о том, что он должен сделать, как и когда, у вас появляются бесспорные доказательства того, что он услышал и понял вас. И он знает, что вы знаете, что он знает. Это устраняет массу отговорок.

Некоторые дети, особенно чувствительные и впечатлительные, или дети, которые постоянно обижаются и возмущаются, на этом этапе неохотно соглашаются делать то, что им сказали, они просто действительно не хотят говорить сами, что должны делать:

Почему я должен это говорить? Да, да, я слышал тебя! Оставьте меня в покое! Знаешь, я не идиот.

Или они могут просто молча встать и начать выполнять указание, не отвечая на ваш вопрос. Для таких детей сказать, что они должны делать, равносильно поражению. Они думают, что это сражение, вероятно, потому, что их часто отчитывали в прошлом и дома, и в школе.

Было бы ошибкой считать, что все дело в том, чтобы заставить вашего ребенка сотрудничать. Когда вы задаете вопрос, вам нужно получить ответ, потому что в противном случае ребенок будет думать, что он может игнорировать вас. Вот то, что я рекомендую, если возникнет такая ситуация: дождитесь сотрудничества, описательно похвалите каждый положительный шаг вашего ребенка, а потом опять попросите его ответить на ваши вопросы из четвертого шага. Он, конечно, думает, что в этом нет необходимости, потому что в его глазах вопрос становится уже неактуальным, как только он начал выполнять задание. Объясните (заранее, во время «мозгового штурма»), что он должен отвечать на ваши вопросы так же, как отвечает на вопросы своих учителей. А если он спросит почему, не читайте ему нотаций, которые он, скорее всего, даже не будет слушать. Вы можете сказать: «Это хороший вопрос. Догадайся. Почему ты должен отвечать маме и папе, как учителям?»

Если день вашего ребенка в основном состоит из предсказуемых обязанностей, то скоро удивительные изменения начнут происходить все чаще и чаще. После первого и второго шагов, даже прежде чем вы дадите указание на третьем шаге, ваш ребенок будет вас опережать. Как только вы подойдете к нему, он может сказать: «Знаю, знаю, пора ложиться спать» или «Уже пора обедать?». Вы увидите, что часто можно перейти сразу от второго шага к четвертому. Это дальнейшее обучение для того, чтобы ваш ребенок научился думать сам, а не ждал, пока взрослые скажут ему, что делать.

Четвертый шаг, как правило, устраняет оставшееся сопротивление. Когда вы используете эти четыре шага, непослушание становится редкостью. Опять же, не забывайте описательно хвалить вашего ребенка, когда он сотрудничает, даже если на то, чтобы этого добиться, ушло больше времени, чем вам хотелось бы.

Но бывают, конечно, ситуации, когда ребенок все равно не выполняет ваши указания даже после четвертого шага. И теперь самое время перейти к пятому шагу.