Переменчивая потребность детей в постоянстве

Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы понять концепцию игры по правилам, у них появляется и желание, и потребность в установлении четких условий. Они также хотят, чтобы эти требования действовали на всех членов семьи без исключения. Несмотря на то что детям в этом возрасте еще не всегда удается регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых, они чувствуют себя комфортнее, если знают стандарты, в соответствии с которыми оцениваются их поступки. Ребята больше всего хотят угодить родителям, поэтому обычно стараются оправдывать их ожидания, особенно если они ясно доведены до них.

Конечно, говорить о постоянстве в соблюдении правил значительно легче, чем следовать этому принципу изо дня в день. Во многих семьях существует вполне разумный режим дня, хотя установить и соблюдать его бывает довольно нелегко, особенно когда отец и мать работают и вынуждены постоянно уезжать по делам. Наиболее распространенным симптомом сбоев в данном случае становится ситуация, когда родители пытаются найти объяснение плохому поведению ребенка. Они говорят, что ребенок вел себя так, поскольку устал, проголодался, перевозбудился, заскучал, съел слишком много сладкого, переживает переходный возраст... Но в действительности детям нужно, чтобы одни и те же правила действовали всегда, без исключений и ссылок на различные обстоятельства. Родители должны реагировать на плохое поведение ребенка в зависимости от того, чем оно вызвано.

Однако детям следует знать, что стандарты поведения нельзя изменить по собственному усмотрению. Ребенок обязан ясно понимать, что должен вести себя в соответствии с установленными правилами даже тогда, когда устал, проголодался, перевозбудился или заскучал.

Безусловно, ребенку хочется, чтобы родители придерживались тех же самых стандартов поведения в различных ситуациях. Смогут ли взрослые постоянно проявлять в этом последовательность? Смогу ли удовлетворить потребность детей в постоянстве? Конечно же нет. Они тоже испытывают стресс. Родители тоже могут устать, проголодаться, перенервничать, заскучать и даже проходить определенные возрастные поведенческие фазы! Более того, взрослым приходится иметь дело с куда более серьезными проблемами, вызывающими стресс! Они должны оплачивать счета, делать ремонт, стирать белье, вести хозяйство, работать, заботиться о детях и родителях, а также о собственном здоровье. Этот перечень можно продолжать бесконечно. Поэтому, разумеется, родителям не удастся добиться полного совпадения правил для самих себя и детей. Но взамен они обеспечивают одну из самых главных для детей жизненных потребностей - чувство безопасности. Кроме того, взрослые учат их пониманию причинно-следственных связей, которые позволят ребятам контролировать и регулировать свое поведение на протяжении всей жизни.

Многие родители считают довольно трудным делом разработку и соблюдение правил, которые подходили бы каждому ребенку и соответствовали бы всем обстоятельствам. Эта задача усложняется еще и тем, что и дети, и родители со временем меняются. Следовательно, правила должны меняться вместе с ними, чтобы отвечать растущим познавательным способностям ребенка. Только в этом случае дети научатся понимать взаимосвязь между своим поведением и его последствиями.

Переменчивая потребность детей в постоянстве

Например, родители, живущие в городе, могут установить для своего двухлетнего малыша неукоснительное правило: выходить на дорогу, только держа за руку маму или папу. Когда ему исполняется четыре года, родители меняют это правило - ведь ребенку уже необязательно держать родителей за руку, но он никогда не должен выходить на дорогу без мамы или папы. Правило для шестилетнего ребенка уже готовит его к будущей самостоятельности: родители должны обязательно сопровождать его, но он обязан сам посмотреть по сторонам, чтобы убедиться в том, что можно переходить через дорогу. В восемь лет ребенок, посмотрев по сторонам, может уже сам переходить дорогу, но только под наблюдением папы с мамой.

Десятилетнему можно разрешить самостоятельно переходить определенные улицы, но при этом он обязательно должен сказать родителям, куда идет. Наиболее опасные улицы ему по-прежнему запрещается переходить в одиночку. В любом случае правила должны основываться на способности-ребенка понимать их. Двухлетний малыш еще не может контролировать свое поведение, поэтому правила для него должны быть простыми и не допускающими различных толкований, а десятилетний ребенок уже умеет рассуждать и применять правила на основании собственных выводов.

Создавая правила, необходимо учитывать влияние и таких факторов, как наличие в семье других детей, привлечение к воспитанию лиц со стороны, смена места жительства, где новые друзья, соседи или школа могут предъявить к ребенку иные требования. Если учесть все эти разнообразные и порой противоречащие друг другу факторы, влияющие на дисциплину, то нет ничего удивительного, что родители испытывают трудности, разрабатывая для детей правила и добиваясь их последовательного соблюдения. Тем не менее, если родители в состоянии видеть общую картину и по мере возможности сохранять последовательность в своих действиях, они, как правило, добиваются успеха.