Для чего необходимо постоянство в воспитании ребенка?

Это понятие не нуждается в объяснениях. Однако на практике данная задача представляется многим родителям самой трудной.

Роджер - абсолютно неконтролируемый и озлобленный восьмилетний мальчик. Родители не знали, чего ожидать от него каждую минуту, а учителя жаловались, что он отказывается выполнять их требования и плохо себя ведет. Педагоги предположили, что у него, вероятно, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, и посоветовали родителям проконсультироваться у педиатра, который затем направил их ко мне.

Я попросила родителей обрисовать мне общую картину поведения Роджера на настоящий момент. Они рассказали, что он с самого детства был очень независимым ребенком. Как почти у всех детей, в возрасте двух лет у него случались истерики. Однако, в отличие от других, с возрастом это не прошло.

Когда я поинтересовалась, как они борются сего истериками и плохим поведением, картина начала проясняться. Родители обычно старались объяснить ему, как надо себя вести, а если это не помогало, начинали ругать мальчика. Поскольку и этот метод не приводил к успеху, они пытались задобрить его. В результате родители практически всегда по-разному реагировали на его проступки, пытаясь отыскать волшебную формулу. В результате и сами они, и Роджер окончательно запутались и жили в обстановке постоянного взаимного непонимания.

Я попросила родителей определить несколько основных целей по исправлению поведения Роджера, а затем связать с каждой из них какое-то поощрение, которого он лишался, если не достигал поставленной взрослыми цели. Они должны были объяснить ему эту систему, когда он вел себя спокойно, и подчеркнуть, что его поведение всегда будет иметь последствия. Затем им оставалось лишь твердо придерживаться намеченного плана.

Родители Роджера позвонили мне через две недели и сообщили, что ребенка словно подменили. Перемены оказались поразительными: не только существенно улучшилось поведение мальчика, но и чувствовать себя он стал значительно лучше.

Что же изменилось? Они просто высказали ему свои ожидания и стали неукоснительно применять к ним обусловленные и заранее оговоренные последствия. В этом-то и заключалась вся разница.

Применение неизменных, обусловленных и заранее оговоренных последствий дает эффект только тогда, когда это делается постоянно, день за днем.

Джордж и Шэри были очень расстроены. Каждый вечер их попытки отправить девятилетнюю дочь в постель превращаются в настоящую битву. В свое время существовало правило, что в 20:30 Аманда выключает телевизор, а в 21:00 уже лежит в постели. Но в последнее время она постоянно спорит по поводу выключения телевизора, а потом тянет время, укладываясь спать, и постоянно ноет, что к ней несправедливо относятся.

Родители не могут понять, в чем дело, потому что они всегда старались подходить к делу гибко и идти на уступки, делая исключения тогда, когда считали это оправданным. Например, они позволяли Аманде смотреть телевизор до 21:00 и даже позже, когда транслировались образовательные программы. Иногда ей разрешали задержаться у телевизора на лишних пятнадцать минут, чтобы досмотреть до конца интересную передачу.

Так в чем же проблема? Желая создать структуру, Джордж и Шэри установили хорошие правила, но не смогли добиться их неукоснительного соблюдения. Аманда не могла руководствоваться такими правилами, поэтому стала ориентироваться на исключения из них - разумеется, к собственной выгоде.

Для чего необходимо постоянство в воспитании ребенка?

Чтобы жить по правилам, ребенку нужно быть твердо уверенным в том, что последствия всегда будут одними и теми же. Поэтому если отец говорит ребенку выйти из комнаты семь раз из десяти, когда тот начинает огрызаться в ответ на его замечания, но не делает этого в оставшихся трех случаях, то ребенок тут же усматривает в таком поведении непоследовательность. Он видит, что в одних случаях его выгоняют, а в других нет, поэтому не может установить четкую связь между своей дерзостью и обязательными негативными последствиями. В таких условиях ребенок, скорее всего, будет руководствоваться своими желаниями и импульсами, а не правилами.

Можно найти тысячу уважительных причин, по которым последствия не могут применяться постоянно. Допустим, родители стараются последовательно выполнять намеченный план, но когда внук навещает бабушку, ситуация меняется, поскольку она придерживается другой линии поведения. Или, например, ребенок начинает плохо вести себя в магазине именно в тот момент, когда мама торопится домой и ей не до воспитания. К сожалению, в любой из этих ситуаций отсутствует принцип постоянства.