Насколько необходима похвала ребенка за хорошее поведение?

Пока дети ведут себя в целом хорошо, у родителей не возникает необходимости хвалить их каждый раз за то, что они поступают так, как от них и ожидалось. Но в какие-то моменты практически все дети ведут себя не так, как положено, и иногда подобное поведение становится привычкой. Например, они с неохотой и медленно одеваются по утрам, не спешат к ужину, не убирают свои игрушки на место, когда их об этом просят, до последнего момента откладывают выполнение домашних заданий, клянчат подарки в магазинах. Такое поведение огорчает родителей и порой провоцирует неприятные инциденты. Именно на такое поведение родители и нацеливают свои основные воспитательные усилия.

Если ребенок не слушается, родители обычно повторяют свои просьбы и напоминают детям о последствиях непослушания. Иногда эти напоминания носят характер нудных нравоучений и могут даже трансформироваться в раздраженные требования. Вместо того чтобы привлекать внимание ребенка к его плохому поступку, родителям следует концентрировать внимание на положительных моментах, подкрепляя их таким образом. Поощрение хорошего поведения служит долгосрочным интересам ребенка. Результатом такой методики становятся спокойствие и гармония в семье.

Даже если у ребенка уже сформировались плохие привычки, время от времени он все же демонстрирует примерное поведение. В таких ситуациях родители зачастую думают: «Наконец-то дождались!» Естественной реакцией здесь служит чувство облегчения, но отнюдь не радости. Родители не видят в этом особого достижения или какого-то чуда, а просто констатируют, что ребенок наконец-то проявил послушание. Поэтому даже если ребенок в данный момент оправдывает ожидания родителей, то они никак не поощряют его.

Такая логика вполне понятна. Однако, не демонстрируя в данном случае никакой реакции, взрослые упускают возможность подкрепить желательное поведение. Они не пользуются шансом помочь ребенку изменить свое поведение.

Сделать это можно, например, с помощью похвалы за хорошее поведение. В данном методе применяется положительное подкрепление как часть системы ясных, заранее оговоренных, обусловленных и постоянных последствий. Он основывается на теории бихевиоризма, надежность которой неоднократно подтверждалась в самых различных ситуациях.

Насколько необходима похвала ребенка за хорошее поведение?

Похвала ребенка за хорошее поведение - это сознательное поощрение, которое подкрепляет послушание ребенка и в то же самое время сводит к минимуму проявления непослушания. Чтобы добиться таких изменений в привычках, родители должны уделять ребенку массу положительного внимания, когда он ведет себя в соответствии с заранее оговоренными правилами, большинство из которых, в сущности, представляют собой образцы нормального поведения. Такая бурная реакция на обычное поведение необходима, чтобы добиться желаемого результата.

Но, как правило, ребенку уделяется внимание лишь тогда, когда он ведет себя плохо. Родители часто задают вопрос: «Почему ребенок изо всех сил старается заслужить мое негативное внимание, если мы готовы уделить ему позитивное?» Все дело в том, что когда на отношениях родителей и детей лежит отпечаток раздражения, то родительское внимание полностью, на все сто процентов сосредоточено на ребенке. Оно принадлежит только ему, чего обычно и добивается ребенок.

В три года Дженни начала устраивать настоящий террор во время походов по магазинам. Она клянчила подарки, хватала вещи с магазинных полок, открывала упаковки и на все замечания отвечала громким криком и плачем. Мать уже просто стала бояться ходить с ней по магазинам, потому что каждый такой поход заканчивался скандалом.

Я предложила ей изменить поведение Дженни, используя демонстративные и даже чрезмерные похвалы, когда она ведет, себя хорошо, и лишение внимания, когда девочка возвращается к старому. Перед входом в магазин мать должна была напомнить Дженни, что рассчитывает на ее хорошее поведение и что та должна держать в руках только одну игрушку, принесенную из дома. Находясь в магазине, следовало уделять девочке минимальное внимание или полностью игнорировать ее, если она проявляет непослушание, и в то же время усиленно хвалить ее, улыбаться и обнимать, когда она ведет себя должным образом. Например, если Дженни молча сидит в тележке, то мать должна улыбнуться и сказать: «Я так рада, что ты ведешь себя тихо и спокойно».

Реакция матери на такое предложение была вполне обычной: «Почему я должна хвалить ее за то, что она и так обязана делать?» Однако, несмотря на весь свой скептицизм, она все же решилась испытать этот метод, и уже через три недели совместные походы по магазинам снова начали доставлять ей радость. Дженни поняла, что сможет добиться позитивного внимания матери только хорошим поведением. А мать, в свою очередь, поняла, что если заранее сообщить дочери о своих требованиях, а затем похвалить ее за то, что она их выполняет, то это приводит к хорошим результатам. Похвала за хорошее поведение сработала в очередной раз.

Проблема, безусловно, заключается в том, что родительское внимание в больших, но отрицательных дозах подкрепляет непослушание ребенка и увеличивает вероятность того, что оно будет повторяться и впредь. Поэтому весь вопрос состоит в том, как уделять ребенку внимание таким образом, чтобы оно помогло ему изменить привычный стереотип поведения. Ответ очевиден: надо уделять детям внимание тогда, когда оно служит положительным подкреплением хорошего поведения и побуждает ребенка изменить старые привычки на новые.