Как работает система условных поощрений ребенка?

Поскольку данная система основана на управлении поведением посредством ясных, обусловленных и постоянных последствий, она может быть действенной только в том случае, если ребенок точно понимает, в чем ее суть и что от него требуется. Поэтому очень важным фактором, влияющим на эффективность данного метода, является ознакомление с ним ребенка в соответствующем контексте. Прежде чем начать пользоваться системой условных поощрений, родители должны объяснить детям ее суть в тихой и спокойной обстановке, проявляя к ним максимум дружелюбия. Время для этого следует выбирать не тогда, когда ребенок только что нарушил правила поведения, а когда и он, и родители спокойны.

Взрослые должны объяснить ребенку свое желание приучить его к постоянному выполнению определенных работ с помощью нового средства - банки с шариками. Ребенок уже умеет выполнять эти задания, поэтому они должны войти у него в привычку. Взрослым следует сказать, что банка с шариками поможет помнить о порученных заданиях, а за их правильное выполнение ребенок сможет заработать время для игры.

Как работает система условных поощрений ребенка?

Джек был хорошим мальчиком, но, как и большинство детей, порой делал то, чего от него никто не ожидал. В семь лет у него был такой избыток энергии, что ее просто необходимо было на что-то потратить. Испытывая потребность всласть набегаться с друзьями, он приходил домой из школы, кидал все школьные принадлежности посреди прихожей и, не переодеваясь, мчался играть. Постепенно это вошло у него в привычку, что вызывало частые упреки родителей. Кроме того, он частенько забывал выполнить порученную ему работу по дому.

Родители решили опробовать на нем метод банки с шариками. Они объяснили новую систему и спросили, что, на его взгляд, ему надо в себе исправить. Неудивительно, что он выбрал несколько тем, которые зачастую становились причиной споров со взрослыми. Он даже вызвался делать уборку в своей комнате. Хотя родители и не имели особых претензий к беспорядку в комнате Джека, но оказалось, что он сам был недоволен такой ситуацией, поскольку не всегда мог сразу найти нужную вещь, а порой даже ломал любимую игрушку, случайно наступив на нее.

Обсудив все возможные задания, над которыми Джеку предстояло поработать, решили отобрать всего четыре. Мальчик захотел, чтобы в этот перечень непременно вошла уборка в его комнате, и согласился с требованием класть на место учебники и школьную одежду. Совместными усилиями они составили список дел, которые всем сторонам показались самыми важными и нужными.

Перечисляя задания, домашние работы и элементы поведения, следует говорить о них как о работе, чтобы дети поняли основной принцип: сначала дело, а потом развлечения. Родители могут даже провести аналогию: ребенок зарабатывает себе время для просмотра телевизионных передач так же, как и мама с папой, которые трудятся целый день.

Затем родители спрашивают ребенка, над чем, по его мнению, ему стоит поработать. В ходе своего многолетнего опыта я убедилась в том, что дети обычно достаточно хорошо понимают, как они должны себя вести и чем заниматься. Позволяя им с самого начала принимать участие в выборе для себя домашних занятий, мы укрепляем их чувство ответственности и самостоятельности. В этом случае им легче будет выполнять порученные задания, а оказанное доверие заставит их взять на себя еще и дополнительные обязанности.

Придя к соглашению относительно содержания заданий, родители вместе с детьми определяют критерии оценки их выполнения. Очень важно, чтобы в этом процессе участвовал и ребенок, поскольку это тоже часть его обучения. Участвуя в выработке стандартов, он начинает понимать, что важно не просто выполнить поручение, а выполнить его хорошо. Поскольку одной из главных целей системы условных поощрений является приучение детей к самостоятельной работе, необходимо, чтобы обе стороны пришли к соглашению относительно количества напоминаний, которые могут сделать родители. Я полагаю, что их должно быть не больше двух. Если их будет больше, это лишит систему условных поощрений ее основного предназначения: 1) побудить ребенка взять на себя ответственность; 2) научить его быть более самостоятельным.

Убедившись, что ребенок полностью понимает, какие именно действия входят в данные ему задания, мы не только помогаем ему выполнить их правильно, но и предотвращаем возможные споры относительно того, заработал он шарик или нет.

Определившись с заданиями, взрослые и дети составляют список, который будет каждый день служить ребенку визуальным напоминанием. Для старших детей он может быть написан, а для тех, кто еще не умеет читать, нарисован. Список прикрепите к холодильнику или к специальной доске, где он каждый день будет у ребенка перед глазами.

Родители объясняют, что каждый раз, когда ребенок полностью и правильно выполнит задание, они тут же положат в банку шарик, который будет означать определенное количество игрового времени. При этом взрослым следует сразу же показать ребенку и банку, и шарики. Хотя идея разрешить ребенку самому опускать шарики в банку кажется на первый взгляд соблазнительной, лучше, если это будут делать родители. Это не только дает им возможность дополнительно подкрепить хорошее поведение похвалой, но и позволяет осуществлять контроль за процессом, предотвращая попытки детей наградить себя шариком за неправильно выполненное или вообще не выполненное задание.

Наконец, в конце каждого дня родители должны подсчитывать набранные шарики. Их количество точно укажет, сколько времени для игры заработал ребенок.