Какой должна быть организация семьи?

Урсула с недавнего времени снова работает в своем офисе. В ее семье идет долгая дискуссия: кто станет выносить мусор? Кто будет покупать продукты на ужин? Кто станет кормить домашних животных? Кто отнесет кошку к ветеринару? Кто вечером пойдет на родительское собрание? Кто поведет детей в школьный театр? Кто вызовет врача, если ребенок заболеет? Кто станет звонить сантехнику, если не работает плита или капает кран?

Томас за многие годы, пока дети были маленькие, привык к тому, что Урсула сама занималась всеми этими мелочами. Его рассеянность в доме уже вошла в поговорку. Если Томас идет за покупками, то все, что надо ему лично, он приобретает, но, как правило, забывает купить либо кофе, либо корм для кошек. Правда, он может пропустить сроки посещения зубного врача, но всегда помнит дни рождения своих детей.

Оба подростка достаточно независимы, готовят себе обед сами, но не считают себя обязанными поддерживать порядок в доме. Отец в свой выходной день выражает по этому поводу неудовольствие: «Опять здесь убрали кое-как, приходится наводить порядок заново!» Но кто, собственно, убирает? Кто моет окна, лестницу?

Хотя Урсула завела теперь уборщицу, но тем не менее многое (уход за детьми, домашний бюджет) по-прежнему остается за ней.

В этой ситуации вероятность конфликта возникает из-за недооценки правильной организации труда в семье. Совершенно очевидно, что мужчина вряд ли способен так скоординировать потребности семьи, чтобы домашнее хозяйство шло как по маслу.

Если предложить Урсуле и Томасу, чтобы они определились, какие домашние обязанности должны брать на себя тот и другой, то они ответят в соответствии со своими личными представлениями по этому поводу. «Томас зарабатывает больше меня и поэтому считает возможным брать на себя минимальные обязанности по дому. Он ссылается на то, что его отец вел себя точно так же», - говорит Урсула. Томас не противоречит ей, но замечает со своей стороны, говоря об Анне: «Она быстро вспыхивает, но затем успокаивается».

Многие семейные пары, таким образом, серьезно верят, что причины их ежедневных споров лежат в глубине их характеров.

Вышеупомянутый семейный врач Рон Таффель просит семейные пары, которые приходят к нему на консультацию, заполнять анкету, чтобы получить впечатление об организации их семьи. Я привела его вопросы в соответствие с нашими европейскими условиями. В анкете родители указывают, например, выполняют ли они свои основные задачи по организации семьи. Возможно, прочитав эту анкету, отдельные читатели и читательницы захотят завести что-то подобное, подходящее к их жизненному укладу.

Какой должна быть организация семьи?

Пары с традиционным разделением труда на многие вопросы отвечают солидарно. Однако опыт показывает, что большинство пар говорят не о разделении своего труда, а о годами укоренившихся привычках и подходах (частично различных) к ведению домашнего хозяйства.

Откровенная информация о характере ежедневной работы родителей интересна, особенно если принять во внимание случаи полного удовлетворения семейной жизнью. При этом обнаруживается, что кто-либо - отец или мать - чувствует себя более ответственным за создание благоприятного семейного климата и, в частности, за благополучие своего ребенка.

Эти анкеты затрагивают многие темы. После продуманных ответов остаетесь ли вы довольны сложившейся в вашем доме ситуацией? Как сложатся в соответствии с этим отношения с вашим партнером или партнершей? Сравнение Ваших ответов даст вам понятие о том, как предупредить возможное возникновение конфликтов в вашей повседневной жизни.

Если рассмотреть представленные примеры и вопросы более внимательно, то выясняются различные аспекты поставленных проблем, которые характерны почти для всех семей и приводят к конфликтам. К таким относятся:

  • различные прогнозы и планирование жизни;

  • неодинаковая оценка сложности домашней работы и заботы о детях;

  • различные представления о жизни и распределение обязанностей между матерью и отцом;

  • разный подход к попытке найти общий язык;

  • неравное положение при принятии решения;

  • различные подходы к методам воспитания.