Как описательная похвала может избавить детей от вредных привычек

Родители озабочены тем, как избавиться от вредных привычек своих детей или хотя бы уменьшить их проявления. Описательная похвала - это мощный инструмент, который подходит и для этой цели. Грызть ногти, сосать палец, жаловаться, ныть, ругаться с братьями и сестрами, игнорировать указания родителей - это все вредные привычки, от которых мы хотим отучить детей. И вот что мы делаем для этого: начинаем замечать, когда наш ребенок не делает то, что нас раздражает, и описательно хвалим ребенка за это.

Обычно родители ведут себя наоборот. Вы, скорее всего, замечали, когда ребенок делал что-то неправильно, и просили его перестать. А теперь я прошу вас обратить внимание не только на основные достижения ребенка, но и на его малейшие усилия, даже если результат был не очень удовлетворительным. На первых порах вам может понадобиться «увеличительное стекло», чтобы присматриваться к вашему ребенку много раз в течение дня, когда он вас не раздражает.

Даже когда вам кажется, что ваш ребенок делает не все правильно в данный момент, сделайте жест доброй воли и повысьте мотивацию вашего ребенка, отметив то, что он не делает неправильно:

Ты не забыл, что не нужно выхватывать.

Ты просто ищешь глазами.

Ты не перебиваешь; ты ждешь, пока я не закончу телефонный разговор.

На заднем сиденье так тихо.

Ты решил два примера и ни разу не пожаловался.

На самом деле проявления наиболее плохого поведения встречаются довольно редко. Если мы сталкиваемся с ним часто, тогда нам кажется, что оно преобладает! Большей частью плохое поведение является импульсивным и необдуманным, и обычно заканчивается так же внезапно, как и началось, например, когда ребенок выхватывает, перебивает, наступает на книгу вместо того, чтобы переступить через нее, или ноет «почему?» в ответ на ваше указание. Стратегия заключается в том, чтобы подождать несколько секунд, пока ваш ребенок делает что-то раздражающее. Как только ваш ребенок перестанет или задержит дыхание на мгновение, обрушьте на него описательную похвалу!

Мы склонны замечать и отмечать негативное поведение ребенка, потому что это раздражает. Но даже очень импульсивный и злой ребенок, который много балуется в течение дня, не делает это постоянно (хотя так может показаться). Поэтому очень важно, чтобы вы замечали, когда он перестает вести себя плохо, и хвалили его за это, используя описательную похвалу. Чем чаще вы будете замечать и отмечать, что ваш ребенок не спорит и не жалуется, тем более послушным он станет. Чем чаще вы замечаете, что ваш ребенок не дразнит, и не выхватывает предметы, и не балуется с чем-то, тем более взрослым станет его поведение.

Но давайте предположим, что нытье вашего ребенка в самом разгаре. Вам наверняка интересно, какую же описательную похвалу можно использовать в этом случае. Будьте терпеливы, потому что скоро ваш ребенок остановится, чтобы перевести дыхание, и именно в этот момент вам нужно «выпрыгнуть» с описательной похвалой и с широкой улыбкой произнести (даже сквозь зубы, если это необходимо): «Ты перестал ныть». Вам, конечно, нужна хорошая реакция, чтобы поймать эти несколько секунд! Конечно, ваш ребенок может снова начать ныть, особенно в течение первых нескольких недель применения новой стратегии позитивного внимания. Он может испытывать вас. Опять же, просто немного подождите. И опять похвалите его за то, что он не ноет.

Рано или поздно (возможно, минуты покажутся вам часами) ваш ребенок перестанет ныть совсем, и обычно это происходит намного раньше, чем вы можете себе представить. И тогда вы скажете: «Ты больше не ноешь, и у тебя такой приятный, дружелюбный голос. Теперь я с удовольствием тебя выслушаю!» Сначала это может показаться немного странным, но это работает!

Если ребенок грызет ногти

Вот еще один пример вредной привычки - ребенок грызет ногти. Если у вас такой проблемы не существует, представьте вместо нее любую другую. Старый способ заставить ребенка перестать грызть свои ногти - при виде того, как он это делает, попросить вытащить пальцы изо рта. Вы можете найти массу причин, почему это нельзя делать: «Это некрасиво», «Пальцы грязные» и т. д. и т. п. На моих семинарах всякий раз, когда я спрашиваю родителей, помогают ли эти просьбы и объяснения избавиться от вредных привычек, в ответ раздается громкое «Нет». Тем не менее родители продолжают просить и убеждать, потому что не знают, что же еще можно сделать. Кроме того, вы, возможно, думаете: «Так делали мои родители, и я вырос нормальным, так в чем тогда проблема с объяснениями и напоминаниями?» А проблема в том, что мы обращаем внимание на нежелательное поведение, и это не только не уменьшает его, но и в большинстве случаев даже провоцирует.

Поэтому поступаем наоборот: замечаем и отмечаем каждый раз, когда ребенок не грызет ногти. Вы можете сказать: «Ты не грызешь ногти», или «За все утро я ни разу не увидел, как ты засунул пальцы в рот», или «Ты держишь руки подальше от лица. Это хорошие манеры», или «Твои руки внизу». И совсем скоро начнет происходить нечто восхитительное. Ваш ребенок машинально засунет пальцы в рот, как он привык это делать раньше, но потом сам остановится и опустит руки, без вашего напоминания!

Это произойдет потому, что описательная похвала мотивирует детей помнить ваши правила и инструкции. Вы можете мне не верить, но попробуйте и убедитесь сами.

Важно сделать эту кампанию тотальной. В течение месяца возьмите за правило замечать и отмечать каждый раз, когда ваш ребенок не грызет ногти, не стучит вилкой по столу, не дергает кота за хвост, не дразнит брата или сестру и т. д. Каждая насущная проблема требует немедленного решения!

Когда вы начинаете описательно хвалить за отсутствие плохих поступков, вполне естественно, что ребенок может попытаться проверить вас, импульсивно повторяя свои действия, как делали это близнецы в ситуации, описанной выше. Возможно, ребенок просто привык таким образом привлекать внимание, но, когда вы начнете уделять положительное внимание тому, что он не делает чего-то плохого, он перестанет. Будьте настойчивы!