Как применять методику «Никогда не просить дважды»

Ключ к успеху метода «Шесть шагов» в методике «Никогда не просить дважды» заключается в эффективном использовании описательной похвалы и ответного слушания. Чем больше вы будете применять эти навыки и чем более комфортно будете себя чувствовать при этом, тем легче вам будет использовать методику «Никогда не просить дважды». У вас может возникнуть непреодолимое желание попробовать метод «Шесть шагов» на ваших детях незамедлительно, и, конечно, вы можете это сделать, но я хочу, чтобы вы помнили: он будет работать более эффективно вместе с описательной похвалой и ответным слушанием.

Еще один полезный совет: составьте и запишите короткую шпаргалку с этими шагами и берите ее с собой, когда захотите впервые их применить! Родители детей от трех до тринадцати лет делали это, чтобы не забывать последовательность шагов, когда начинали применять методику «Никогда не просить дважды».

Применяем методику. «Никогда не просить дважды»: ваш план действий на первые две недели

Используйте этот метод для...

✓ «Начала поведения» - когда вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал делать то, что он делает, и начал делать что-то другое.

✓ С детьми от трех лет и старше.

✓ Не используйте этот метод для:

«Остановки поведения» - когда ваш ребенок плохо себя ведет. Когда ваш ребенок сидит перед экраном телевизора или компьютера.

Когда вы торопитесь и у вас нет времени довести начатое до конца.

Определите два «начала поведения», которые необходимо улучшить у ваших детей. Теперь рассмотрим два распространенных сценария.

Пример: перестаем играть и начинаем заниматься музыкой

Предположим, ваш ребенок весело играет, а вы хотите, чтобы он отложил игрушки в сторону и начал заниматься музыкой. Это «начало поведения»; он не сделал ничего плохого, но по семейному расписанию пришло время приступить к следующему виду деятельности.

Шаг первый. Вы на кухне, но справились с желанием позвать вашу дочь, которая находится в другой комнате. Вместо этого вы выключаете все, что кипит на плите, идете к ней и просто стоите рядом и смотрите на нее. Не забывайте улыбаться!

На втором шаге вы ждете, пока она перестанет делать то, что делает, и посмотрит на вас. Это произойдет быстрее, если вы описательно похвалите ее за что-то, что она делает, например, так: «Ты играла сама целых десять минут и не звала меня помочь тебе с чем-нибудь». А потом просто стойте там и ждите, пока она посмотрит на вас. И она посмотрит!

Теперь вы переходите к третьему шагу: когда она посмотрит, улыбнитесь. Вы можете сказать что-то вроде: «Теперь пришло время отложить кукол в сторону и позаниматься музыкой».

Если она начнет жаловаться, спорить или ныть, воздержитесь от соблазна начать что-то объяснять ей и не повторяйте свою просьбу. Просто закройте рот и подождите, пока в ее тираде не возникнет пауза, пусть всего в несколько секунд. Затем сразу же скажите: «Ты перестала спорить» или «Ты больше не ноешь». Вам трудно в это поверить, однако большинство детей начнут реагировать уже на третьем шаге, но только если вы не пропустили первый и второй шаги.

Если ваш ребенок до сих пор не сотрудничает, переходите к четвертому шагу, на котором вы спрашиваете дочь, что она должна сделать. Вы можете сказать: «Что я только что попросила тебя сделать?» В этот момент ребенок может ответить или не ответить вам, но, вероятно, сделает то, что вы велели. И как только она это сделает, не забудьте описательно похвалить ее, а потом задайте ей следующий вопрос из четвертого шага, чтобы получить ответ.

Это маловероятно, но если она до сих пор не начала сотрудничать, переходите к пятому шагу, когда вы должны просто стоять и ждать. Это обычно срабатывает. Вы показываете ребенку, что настроены серьезно. Вы не уходите, чтобы закончить приготовление ужина. Вы не отвлекаетесь. То, что вы стоите и ждете, показывает, что вы действительно имели в виду то, что сказали.

К этому времени очень возрастает вероятность того, что ваш ребенок начнет сотрудничать. Но если нет, переходите к шестому шагу, а именно: пока вы стоите и ждете, ответно слушайте и описательно хвалите. Вы можете сказать:

Видно, что ты хочешь еще поиграть. Это так весело. Но ты не споришь.

Проявите настойчивость на шестом шаге, пока ваш ребенок не начнет сотрудничать, и это произойдет быстрее, чем вы думаете.