Как развить устойчивое внимание у ребенка

Представьте себе малыша на пляже. Разве не удивительно, что простое кидание камешков в воду или рытье канала в песке может быть источником непрекращающегося веселья? Работа руками, которая надоедает нам (или няням, старшим братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам), может увлекать малыша в течение длительного времени. На самом деле способность детей удерживать внимание, когда они совсем маленькие, зависит от того, насколько им интересно. Малыши могут увлечься занятием очень надолго, если оно им нравится.

Из этой статьи вы узнаете, как развить устойчивое внимание.

Как развить устойчивое внимание у ребенка?

Однако ребенку сложно удержать внимание, когда он должен заниматься чем-то, что считает неинтересным либо сложным, например работой по дому, школьными занятиями или выполнением домашних заданий, или когда он вынужден присутствовать на длительных, больше ориентированных на взрослых мероприятиях, таких как свадьба или церковная служба. Мы не рассчитываем, что маленький ребенок сможет долго удерживать внимание. Вот почему учителя рекомендуют, чтобы дети тратили на выполнение домашнего задания не больше 10 минут на каждый предмет (10 минут вечером для первоклассников, 20 минут - для второклассников и т. д.). Хорошие учителя не ожидают, что ребенок сможет долго усидеть на месте, а опытные родители, выделяя маленьким детям обязанности по дому, выбирают работу, которая может быть сделана быстро или которую можно разбить на несколько этапов.

Когда дети переходят в старшую школу, ожидается, что они уже могут достаточно долго сосредоточиваться на уроке и тратить 1-3 часа на выполнение домашнего задания вечером. Когда вводятся спаренные занятия, учителям иногда приходится пересматривать план урока. Даже подросткам непросто постоянно удерживать внимание в течение полуторачасовой лекции.

Насколько успешно ваш ребенок может удерживать внимание?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий, имеет ли он устойчивое внимание.

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа - детский сад

  • Может выполнить пятиминутную работу по дому (иногда нужен контроль)
  • Может участвовать в «групповом общении» в детском саду (15-20 минут)
  • Может изучить одну-две иллюстрированные книги подряд

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может выполнять домашние задания в течение 20-30 минут
  • Может выполнить работу по дому, которая занимает 15-20 минут
  • Может высидеть завтрак-обед-ужин нормальной продолжительности

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Может выполнять домашние задания в течение 30-60 минут
  • Может выполнить работу по дому, которая занимает 30-60 минут (иногда требуется перерыв)
  • Может присутствовать на спортивных соревнованиях, церковных службах и т. д. в течение 60-90 минут

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Может выполнять домашние задания в течение 60-90 минут (иногда требуются один или несколько перерывов)
  • Может спокойно выдерживать семейные мероприятия, не жалуясь на скуку и не устраивая неприятности
  • Может выполнить работу по дому, которая занимает до двух часов (иногда требуются перерывы)

Методы укрепления устойчивого внимания

1.

Обеспечьте контроль чтобы развить у ребенка устойчивое внимание. Дети могут работать дольше, если кто-то сидит с ними, поощряет или напоминает, что нужно закончить задание. Вы сможете почитать или заняться своими делами, пока ваш ребенок выполняет домашние задания. Тогда он не будет отвлекаться и потратит время более продуктивно.

2.

Увеличивайте время удержания внимания постепенно. Определите, сколько времени ребенок может выполнять работу по дому, домашнее задание или другие обязанности до того, как ему потребуется перерыв, и используйте его в качестве отправной точки. Как только вы установили «норму», заводите таймер на 2-3 минуты дольше и поставьте перед ребенком задачу работать, пока не прозвучит сигнал.

3.

Используйте таймер - в виде настольных, наручных часов или компьютерной программы. Это тоже позволит устойчивое внимание.

4.

Используйте аудиозапись с автономным управлением, чтобы помочь ребенку не отвлекаться от задания и развить устойчивое внимание. Запись издает электронные звуки через случайные промежутки времени. Когда звучит сигнал, ребенок должен спросить себя: «А был ли я внимательным?»

5.

Сделайте задание интересным. Превратите его в вызов, игру или конкурс.

6.

Используйте системы стимулирования. Награды должны быть заметными, частыми и разнообразными. Например, вы можете присуждать баллы за законченное задание или работу, выполненную за определенный период.

7.

Чередуйте приятные и неприятные занятия.

8.

Хвалите ребенка, когда он выполняет задание. Вместо того чтобы фокусировать внимание на ребенке, когда он не трудится (читая нотации или напоминая о задании), уделяйте ему внимание и хвалите, когда он работает.