Как научить детей сотрудничеству

Джимми просыпается по первому звонку будильника, который сам установил с вечера. Он встает с кровати, выключает будильник, надевает одежду, приготовленную с вечера, и застилает постель. Когда его мама заходит в комнату, она обнимает Джимми и широко улыбается. Джимми обнимает ее тоже и улыбается ей в ответ. Она замечает то, что он уже сделал, и говорит об этом:

«Джимми, ты только встал, а уже так много сделал. Сам проснулся по звонку будильника, оделся без чьей-либо помощи и сегодня застелил свою постель без моего напоминания! Ты становишься очень самостоятельным».

Джимми спускается вниз и выполняет свои утренние обязанности. За завтраком он не встает из-за стола, поет песенку со своей маленькой сестрой, чистит свою тарелку, хотя его никто не просит, и ставит ее в посудомоечную машину. Его мама замечает это и комментирует: «Джимми помогает поддерживать на кухне чистоту». Также она замечает, что раз он сделал всю утреннюю работу без напоминания, то заслужил право посидеть вечером за компьютером, после того как сделает уроки.

Мать просит его пойти в ванную и почистить зубы, и он охотно идет. Он причесывается слишком быстро и пропускает один участок. «Тут сзади остался участок, который нужно расчесать». Он смотрит в зеркало, находит участок, где торчат волосы, и расчесывает их. Его мать говорит: «Тебе удалось уложить этот участок».

Потом он сам надевает ботинки и зашнуровывает их. Он собрался немного раньше, и у него есть время поиграть с машинками. Мама с сыном хотели было выходить из квартиры, когда мама заметила, что он без рюкзака. Она не раздражается, а дает ему небольшую подсказку: «Джимми, есть еще кое-что, что тебе пригодится в школе». Джимми оглядывается, видит свой рюкзак и возвращается за ним.

Они выходят достаточно рано, чтобы вовремя добраться до школы. Они болтают, пока едут в машине, и приезжают немного раньше, теперь мальчик может поиграть на площадке со своими друзьями. Они прощаются с мамой и быстро обнимаются. Мать улыбается ему и говорит, что будет с нетерпением ждать, когда они увидятся после школы и он расскажет ей, что нового узнал.

Возможно, вторая ситуация выглядит слишком идеальной, но она вполне достижима, когда в арсенале родителей есть правильные инструменты. Представьте, насколько спокойнее мы были бы по утрам, если бы у нас был такой уровень сотрудничества со стороны наших детей. Мы бы занимались своими делами, нас ничего не раздражало и не расстраивало бы, и мы могли бы получать удовольствие от общения с детьми. Тысячи семей, которые испытали на практике наши стратегии, стали свидетелями подобных трансформаций.

Как наше поведение влияет на детей

Давайте проанализируем сотрудничество Джимми. Он получает положительное внимание родителей за свою самостоятельность. Он получает объятия и улыбки вместо раздражения. Его хвалят, когда он поступает правильно, а не критикуют по поводу и без. Он становится увереннее в себе, потому что многие вещи делает сам для себя. Он гордится собой. Он получает вознаграждение за свое поведение в виде дополнительного времени за компьютером, а также спокойных и довольных родителей. Он начинает свой школьный день с чувством полной уверенности.

А вот Джимми, который не хочет сотрудничать, слышит только о том, что он делает неправильно, с того момента, как просыпается, и до момента, когда выходит в школу. Вместо улыбок он получает раздраженные взгляды. Он воспринимает себя как человека, который все делает неправильно и обо всем забывает, потому что именно это слышит большую часть дня. В результате он перестает обращать внимание на родителей, ведь ему кажется, что они постоянно придираются и угрожают. Он перестает смотреть родителям в глаза, потому что совсем не весело, когда тебя ругают. Он не чувствует себя уверенным, потому что не делает для себя то, что способен сделать, из-за того что утром все постоянно спешат. Он недоволен своей сестрой, потому что она еще маленькая и ей многое позволяют - а чем тогда лучше быть старшим? Он чувствует, что не может сделать ничего, чтобы порадовать своих родителей. Он начинает свой школьный день с чувством неуверенности в себе.

Я рассмотрела две прямо противоположных ситуации, чтобы подчеркнуть суть. Но для многих семей первая ситуация не такая уж утрированная! Многие узнают своих детей и самих себя, когда читают про первого Джимми. Возможно, мы говорим и поступаем точно так же; возможно, повторяем только отдельные ошибки, возможно, мы заходим еще дальше и кричим на детей или даже бьем их в отчаянии из-за отсутствия сотрудничества. Эти две ситуации наглядно демонстрируют, как общение влияет на детей. Мы хотим, чтобы наши дети росли послушными, уверенными в себе и самостоятельными, и когда мы этого не получаем, конечно же, чувствуем разочарование и гнев.

Я прокомментировала эти ситуации, чтобы вы осознали, что наши слова и поступки либо помогают детям развить нужные навыки, либо непреднамеренно лишают наших детей этой возможности. Второй Джимми не родился послушным и самостоятельным. Он развил эти качества. И развил их потому, что его родители узнали, как мотивировать его к сотрудничеству и обретению самостоятельности, и изучили простые действенные стратегии, которые помогают предотвратить поведенческие проблемы. Каждая семья может пройти путь от типичной семьи, подверженной стрессам, до спокойной и счастливой семьи. Никогда не поздно попробовать, даже если ваши дети уже подростки.