Почему «мозговые штурмы» настолько эффективны

Как я писала выше, рассказывать нашим детям о том, что мы хотим, чтобы они делали, а потом надеяться, что они будут об этом помнить, не очень эффективно. Это односторонняя связь. Так как мозг наших детей не вовлечен в этот процесс, часто информация в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Однако при использовании «мозгового штурма» именно ребенок думает о том, что он должен делать, и проговаривает это, что оказывает определенное влияние на его память. Человеческий мозг работает по следующему принципу: когда мы что-то говорим, мы автоматически визуализируем то, о чем говорим. На самом деле это то, что мы называем мышлением. Поэтому, когда мы задаем вопросы «мозгового штурма» и наш ребенок должен сказать нам, как правильно поступать, у него нет другого выбора, кроме как представить себя делающим то, о чем он говорит.

Когда дети подробно визуализируют то, что они должны делать, и где, и когда, и зачем, как и с кем, у них гораздо больше шансов привыкнуть сотрудничать. Но, несмотря на это, «мозговые штурмы» не дают стопроцентной гарантии установления сотрудничества. Принятие четких правил - это не волшебная палочка, которая моментально превратит вашего ребенка в ангела!

Но «мозговые штурмы» со временем помогут ребенку воспринимать серьезно то, что вы говорите. «Мозговые штурмы» значительно увеличивают вероятность того, что ваш ребенок будет поступать правильно. И чем чаще вы будете просить ребенка сказать, что он должен делать, тем быстрее он привыкнет поступать правильно. Вашему ребенку не придется ничего запоминать, и он будет меньше возмущаться и ныть, а больше сотрудничать.

Цель «мозговых штурмов»

Цель «мозговых штурмов» - заставить детей подумать самим о том, как правильно нужно поступать, и тогда им станет проще это сделать. Вы можете проводить много «мозговых штурмов» в течение дня, чтобы заставить вашего ребенка сделать то, о чем вы его просите, независимо от того, чем вызван его отказ: расстройством, гневом или даже беспокойством. Вот несколько примеров вопросов, которые вы могли бы задать в любое нейтральное время, чтобы ваш ребенок стал более ответственным и научился класть вещи на место:

Когда мы вернемся домой из школы, скажи мне, что ты сделаешь с теми вещами, что лежат у тебя в рюкзаке?

Куда ты собираешься положить свой конструктор «Пего», когда закончишь играть с ним?

Когда допьешь сок, что ты будешь делать с чашкой?

Куда ты собираешься положить свои грязные носки, когда их снимешь?

Во многих семьях именно матери больше вовлечены в процесс установления и закрепления правил. Это часто приводит к тому, что .мальчики считают, будто хорошо себя вести, быть вежливым, сотрудничать в школе и т. д. - это обязанности женщин, а мужчины не должны придерживаться тех же правил.

Ребенок генетически и культурно запрограммирован воспринимать всерьез только то, что делает и говорит родитель его пола. Поэтому, если у вас мальчик, убедитесь, что при каждой возможности отец ребенка проводит «мозговые штурмы» по поводу правил и ежедневных обязанностей. Матери-одиночки могут попросить членов семьи или друзей мужского пола поучаствовать в «мозговых штурмах». Это даст мальчику понимание маминых правил и ценностей.

Обучение ребенка поездке в автомобиле с помощью «мозгового штурма»

Вот пример того, как одна семья, применяя «мозговые штурмы» наряду с другими методиками, описанными в книге «Как воспитать ребенка, который слушает, слышит и понимает», сделала поездки в автомобиле приятнее.

Баловство в автомобиле может не только раздражать, но и создать угрозу для жизни. В одной семье, с которой я работала, было трое детей - четырех, семи и одиннадцати лет. Когда дети находились в машине вместе, они постоянно спорили, кричали, толкали и били друг друга, дразнились и обзывались. Родители уже боялись ездить куда-то вместе с ними.

Тогда родители рассадили детей по отдельности и с помощью «мозгового штурма» объяснили новое правило:

«Разговаривать тихо, дружелюбным тоном, не распускать руки и ноги».

Они сформулировали свои правила в положительном ключе вместо того, чтобы говорить о том, чего дети не должны делать. Затем родители спросили каждого ребенка, что он должен делать, и не приняли такие неопределенные ответы, как «Я буду хорошо себя вести» или «Я буду разговаривать спокойно». Они потребовали, чтобы каждый ребенок хорошо подумал и точно ответил. Родители также спросили о том, как дети будут решать проблемы, которые неизбежно возникают между братьями и сестрами.

Вознаграждением для детей, которые следуют правилам, было то, что родители продолжали вести машину. Родители спросили каждого ребенка, что, по их мнению, произойдет, если кто-то из детей забудет правило. Сначала все ответили почти одно и то же: «Вы запомните нам его». Когда родители сказали, что не будут напоминать, каждый ребенок ответил: «Вы остановите машину».

Семилетний ребенок, наверное будущий адвокат, спросил: «А что, если ты будешь в колонне машин и не сможешь остановиться?» Родители не отреагировали на провокацию; они просто задали дополнительный вопрос, которому предшествовала описательная похвала: «Я рад, что ты думаешь о новом правиле. А как ты считаешь, что мы будем делать, если не сможем остановиться?» Их сын ответил, что они остановят машину, как только смогут. Он знал ответ на свой вопрос.

Родители надеялись, что многочисленные «мозговые штурмы» обязательно искоренят привычку детей плохо вести себя в машине. Поэтому в течение всей недели каждый день они проводили два-три «мозговых штурма» с каждым ребенком. Несколько раз кто-то из детей жаловался, что «мозговой штурм» был скучный, но родители оставались спокойными и непреклонными. Они знали, что одноминутный «мозговой штурм» - не самая страшная проблема.

В прошлом родители неоднократно угрожали остановить машину, но редко выполняли свои угрозы. Однако теперь родители почувствовали в себе силы быть последовательными, потому что они вместе решили следовать этому правилу; это уже была не та сказанная сгоряча угроза. Они ежедневно проводили «мозговые штурмы» и были абсолютно уверены, что все дети знают правила и последствия их нарушения.

Родители воспользовались тем, что дети начинали баловаться не сразу. Каждый раз, как они садились в машину, родители описательно хвалили каждого ребенка за отсутствие плохого поведения в течение первых пяти-десяти минут.

Менее чем через неделю атмосфера их поездок полностью изменилась! Родители не забывают использовать описательную похвалу и изредка устраивают дополнительные «мозговые штурмы», чтобы просто закрепить правила.