В чем отличие материнского и отцовского воспитания детей?

Лари - психиатр, отец двоих дочерей и сына. Однажды он признался другу: «Дети даются нам не для того, чтобы чувствовать себя лучше; они помогают нам полнее ощутить жизнь».

Лари прав, но вы не должны в одиночку проходить этот путь духовного становления, часто трудный и неодолимый. Новоиспеченным родителям помогают мудрые советы опытных мам и пап. Поддержку им оказывают научное сообщество, руководствующееся результатами последних исследований; педагоги, которые постоянно наблюдают за детьми и их поведением; государственные деятели; родственники, супруги и друзья, тоже имеющие детей.

Советы отличаются, поскольку матери и отцы воспитывают детей по-разному. Так же как личность вашего сына раскрывается на основе особенностей его мужского мозга, отличие вашего воспитательного подхода по сравнению с подходом мужа является результатом биологических особенностей и полученного опыта. Половые различия мозга определяют проявления материнской и отцовской заботы.

Карл Уитейкер, известный семейный терапевт, описывает разные воспитательные роли матерей и отцов на примере колеса. Если представить, что дети - это спицы, то мать -это ступица, соединяющая спицы в центре колеса. Отец, биологически запрограммированный на риск и исследование, функционирует как обод, взаимодействуя с внешним миром (дорогой) на протяжении всего пути следования. Он защищает ступицу и спицы. На дороге жизни вашему сыну-спице необходимы и мать-ступица, и отец-обод.

Биология материнского и отцовского мозга

В то время как мужской мозг вашего сына начал развиваться в утробе, ваш мозг стал превращаться в материнский, а мозг вашего мужа - в отцовский. Последние достижения науки позволяют выявить отличия не только мозга мальчика от мозга девочки, но также и материнского мозга по сравнению с нематеринским. Изменение гормонального фона приводит к перестройке мозга у женщин. Беременность и роды делают их более восприимчивыми к потребностям малышей и способными эффективно заботиться о них. Нейронные дорожки, которые существуют до рождения ребенка, требуют меньших усилий, гибкости и изобретательности, чем мозг лишенной сна матери, пытающейся совместить работу, стирку, смену подгузников, автомобильное кресло и суетливого малыша.

Мозг развивается на протяжении всей жизни человека. Новые связи прокладываются в результате нового опыта. Скольким из нас до рождения собственного ребенка выпадал шанс успокаивать плачущего младенца на скорости шестьдесят километров в час и одновременно слушать последние новости по радио, пытаясь вовремя успеть к няне, чтобы быть на рабочем месте в 8:30?