Сотрудничество: основа всех привычек
На наших семинарах «Как воспитать ребенка, который слушает, слышит и понимает» мы обнаружили, что первое из этих пяти умений - сотрудничество - это основа других четырех. Пока дети не начнут сотрудничать, они не захотят действовать самостоятельно (самостоятельность), или быть вежливыми девяносто процентов времени (уважение), или пробовать что-то новое (уверенность), или браться за задание, даже если оно трудное (мотивация). Когда дети учатся сотрудничать, они, естественно, становятся более уверенными, мотивированными, самостоятельными и внимательными. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться о том, как развить в детях все пять качеств, попытайтесь сосредоточиться на этом одном, сотрудничестве, другие четыре развить будет довольно легко и с гораздо меньшими усилиями.
Дрессировка?
Некоторые родители не любят слово «дрессировка» по отношению к детям. Они считают, что это слово можно использовать, только когда речь идет о дрессировке животных. Но давайте задумаемся об этом. Когда вы приходите на новую работу, вы обычно проходите курс обучения. Это означает, что вас обучают новым навыкам, а потом, в течение какого-то периода времени, вы практикуете их, пока они не войдут в привычку и вам больше не придется задумываться, прежде чем выполнить то или иное действие. То же самое происходит и с нашими детьми. Это наша работа - научить детей делать множество разных вещей, чтобы со временем, после долгих тренировок, они привыкли их делать самостоятельно и без напоминаний. Ходить в туалет и завязывать шнурки - классические примеры подобных навыков; мы дрессируем наших детей, пока эти навыки не войдут у них в привычку.
То же самое происходит и с пятью основными качествами. Чем больше ваши дети тренируются быть послушными, тем быстрее сотрудничество становится их очередной привычкой. И наша работа как раз и заключается в том, чтобы сформировать у них эту
Сотрудничество в семейной жизни и его отсутствие
Давайте поразмышляем о том, на что похожа семейная жизнь, когда дети нас слушают, слышат и понимают, и какой она бывает, когда они этого не делают, а также что мы обычно делаем, чтобы заставить детей слушаться.
Стратегии, которые не ведут к сотрудничеству
Вот список некоторых стратегий, которые используют родители, чтобы добиться сотрудничества. Когда я на семинаре показываю родителям этот список, они часто тяжело вздыхают, потому что уже испробовали большинство или даже все эти стратегии в какой-то момент и узнали, что они очень неэффективны.
Повторять
Напоминать
Критиковать
Обвинять
Давать советы
Переубеждать
Запугивать
Читать нотации
Спрашивать
Отвлекать
Подкупать
Убеждать
Договариваться
Спорить
Уступать
Конечно, большинство родителей не делают всех этих вещей сразу - разве что только в очень тяжелые дни! Когда я спрашиваю родителей, работают ли эти методы, они всегда отрицательно качают головой: «Нет»; время от времени говорят: «Иногда». Это правда, что эти методы изредка работают, но я научу вас позитивным стратегиям, которые работают в девяноста процентах случаев.