Насколько сильно влияние гнева на воспитание ребенка?

Помимо того что вспышки раздражительности и гнева никому не доставляют радости, они приводят к весьма пагубным последствиям. В данном разделе рассматриваются четыре негативных результата, которые оказывают существенное влияние на способность родителей приучить своих детей к дисциплине.

Насколько сильно влияние гнева на воспитание ребенка?

1. На первый и самый очевидный результат вспышек гнева родителей укажет любой психолог: рассерженные родители демонстрируют детям модель поведения, усвоения которой детьми они всеми силами стараются избежать. Когда ребенок оказывается свидетелем родительских ссор или сам становится мишенью их вспышек раздражительности, он учится на наглядном примере. Неважно, как часто вы говорите ребенку, что нельзя злиться и нервничать. Главное - какой образ управления своими эмоциями и разрешения конфликта вы сами ему демонстрируете.

2. Несколько менее очевидный результат в литературе упоминается редко: злость негативно влияет на способность обрабатывать информацию и мыслить логически. Почти каждый взрослый человек знает, что слова, сказанные в сердцах супруге во время ссоры, не имеют ничего общего с теми, которые он мог бы произнести в спокойном состоянии. Вместе с тем во время шумной перебранки человек, ставший жертвой оскорбления, зачастую не может подыскать подходящего ответа. В спокойных условиях тот же самый человек легко опроверг бы критику в свой адрес с помощью логических доводов, однако в состоянии аффекта он не способен ничего возразить. И действительно, исследования показывают, что, находясь в гневе, человек не может мыслить логически.

Таким образом, находясь под влиянием эмоций, родители не могут нормально общаться с ребенком и чему-то его учить. Они говорят ему вещи, которые в лучшем случае могут его смутить, а в худшем - оскорбить. Поэтому приучать ребенка к дисциплине надо в спокойном расположении духа.

Если злятся сами дети, то негативный эффект еще сильнее. У рассерженного ребенка мозг обрабатывает информацию еще хуже, чем у взрослого человека. Он не в состоянии понять, а тем более последовать указаниям, произнесенным даже самым спокойным тоном. Из такого общения раздраженный ребенок выносит только одно: плохое поведение обеспечивает ему внимание родителей.

Влияние гнева на воспитание ребенка не только нарушает способность развивать логическое мышление, но и ведет к регрессу - как в мыслях, так и в поступках. В результате пятилетний ребенок в состоянии гнева мыслит как двухлетний, восьмилетний - как пятилетний и так далее. С учетом этого можно уверенно сказать, что в подобной ситуации ребенок не может ничему научиться у взрослых. Большинство родителей полагают, что такой нелицеприятный разговор преподаст ребенку серьезный урок и положительно скажется на его поведении. На самом же деле все совсем наоборот: ребенка он ничему не научит.

3. Родительские вспышки гнева - это проявление внимания к ребенку, точнее говоря, к ребенку, который плохо себя ведет. Уделяя внимание какому-то поступку, мы подкрепляем и усиливаем его; обратного же эффекта мы добиваемся, когда игнорируем его. Рассерженные родители устраивают настоящее шоу! Они кричат, краснеют от возбуждения, размахивают руками, а иногда даже и отвешивают шлепки. Но как бы они ни выражали свое возмущение, в это время их внимание на сто процентов приковано к ребенку. Хотя данную процедуру приятной не назовешь, она непроизвольно подчеркивает и подкрепляет неправильное поведение ребенка. На самом деле родительский гнев питает нежелательное поведение, которому для полного искоренения требуется абсолютная засуха.

4. Родители, выплеснув свой гнев на ребенка, впоследствии зачастую ощущают свою некомпетентность и вику. Они понимают, что вели себя неразумно, позволив спровоцировать в себе возникновение таких эмоций. Взрослые чувствуют, что подали не самый лучший пример ребенку, и сожалеют о сказанных в раздражения обидных словах. Успокоившись, они осознают, что наказание «под горячую руку» не имело воспитательного эффекта и не позволило достичь дисциплинарных целей. Родителям не по себе, поскольку они доставили ребенку неприятные моменты. Независимо от того, продолжает ребенок злиться или обиженно плачет, он выражает чувства, которых родители вовсе не собирались в нем пробуждать.

Многие родители полагают, что беседа с ребенком на повышенных тонах вызовет у него чувство вины. В случае с малышом такое предположение вряд ли уместно. Лишь в возрасте десяти лет ребенок может объективно оценить свою роль в сложившейся ситуации. Если такая способность у него еще не сформировалась, особенно если этому мешают раздражение и злость, ребенок не будет считать себя виноватым. Он не станет осыпать себя упреками: «Ах какой я плохой! Как же я мог так вести себя с родителями?», а будет продолжать злиться, в то время как сознательные родители сами станут переживать из-за того, что огорчили ребенка, не сумев сдержать свои эмоции.

Вот такую запутанную картину создают раздражение и злость! Разгневанный родитель демонстрирует ребенку неправильную модель поведения. Раздраженный ребенок не в состоянии усвоить урок, который ему пытаются преподать. Взрослые не вовремя уделяют ребенку повышенное внимание, усиливая тем самым нежелательный образец поведения, а потом еще испытывают угрызения совести из-за этого инцидента. Вдобавок ко всему злость не приводит к желаемому результату и не улучшает поведение ребенка.