Чем является метод воспитания положительным подкреплением?

Я стараюсь хвалить свою дочь как можно чаше, если она этого заслуживает. Но в последнее время некоторые из ее привычек стали выводить меня из себя, и я начала ругать ее. Я чувствую, что это неправильно. Должен же быть какой-то другой способ.

Большинство родителей уделяют детям массу позитивного внимания. Они любят своих детей, восхищаются и гордятся ими. Под влиянием этих чувств родители ласкают детей, хвалят их, делают им подарки. Все это примеры положительного подкрепления, и подобное спонтанное выражение любви и доброты является нормой жизни во многих семьях.

Кроме того, многие родители сознательно используют положительное подкрепление как средство, побуждающее детей хорошо себя вести. Используя концепции, описанные во многих книгах по воспитанию детей, родители стараются хвалить скорее усердие ребенка, чем конкретные результаты его деятельности. Они высказывают свое одобрение, заметив, что дети «стараются». Такой подход помогает создать позитивную среду, что обычно побуждает ребенка к хорошему поведению.

Другие родители стремятся сфокусировать внимание на достижениях ребенка. Они хвалят его конкретные результаты - первые слова, рисунки, чтение, хорошие оценки, спортивные достижения и так далее. Такая похвала тоже стимулирует ребенка и заставляет его добиваться повторения успеха. И тот и другой подход может стать хорошим стимулом для развития ребенка и его стремления к успеху.

Однако лишь немногие взрослые используют положительное подкрепление в контексте целенаправленной системы воспитания дисциплины, несмотря на то что данный метод может стимулировать желание ребенка принимать самостоятельные решения, заменять неприемлемые привычки более подходящими и вести себя в соответствии со стандартами семьи.

Чем является метод воспитания положительным подкреплением?

Сознательное применение положительного подкрепления в приучении ребенка к дисциплине. В самом общем виде такой подход является практическим применением фундаментального принципа: родительское внимание - это самый действенный инструмент дисциплинарного воздействия. Рассматриваются два конкретных метода целенаправленного и последовательного использования положительного подкрепления в системе воспитания дисциплины. Первый из них - похвала за хорошее поведение, а второй - система условных поощрений.

Значит ли это, что спонтанная похвала, ласка и подарки детям уже не нужны? Вовсе нет! Такие проявления всегда будут и должны быть важной частью семейной атмосферы любви. Однако они вовсе не исключают методов положительного подкрепления. Вместе с тем многие ситуации, в которых родители хотят поощрить своим вниманием и наградами достижения ребенка, выходят за рамки похвалы за конкретное поведение и системы условных поощрений, которые являются всего лишь элементами структуры и дополнительными инструментами в воспитании дисциплины.

Описанные здесь способы помогают выработать и укрепить в сознании детей полезные привычки. Другие методы, представляют собой совершенно противоположный подход. Их цель - устранение нежелательных поступков.