Какие существуют виды игр с детьми?

Современная индустрия удовлетворяет самым неожиданным запросам юных покупателей.

Стремление детей трех – пяти лет подражать взрослым находит свое выражение в просьбах купить игрушечные аналоги настоящих предметов: например, девочкам хочется кукольную мебель, а мальчикам – модели боевых машин. Девочки могут позаимствовать у мам принадлежности для парикмахерской, а мальчики – папины инструменты для ремонта двигателей. А потому несколько безопасных настоящих вещей будут предметом особой гордости сына или дочки. Перекладина или шведская стенка, мячи и дартсы для физкультминутки, паззлы и подходящие по возрасту настольные игры, способные объединить за игровым столом всех членов семьи, – также непременные атрибуты детской ребенка трех – пяти лет.

Внимательно присмотритесь: если в детской корзине или на полках появились игрушки, к которым ребенок не проявляет интереса длительное время, уберите их – пусть место освободится для других, более интересных.

Родители, строящие свои взаимоотношения с ребенком, должны знать, какие существуют виды игр с детьми и что детская игра на каждом возрастном этапе предстает в своем особом неповторимом обличий. Тип игры зависит от задач, которые актуальны для ребенка. Родителям важно знать особенности которыми обладают виды игр с детьми, с тем чтобы учитывать возрастные возможности малыша и посредством подходящей игры развивать его способности.

Секреты психологии

«Нужно научиться делать не за ребенка, не для ребенка, а вместе с ним. Естественно, что многое вы будете продолжать делать и за ребенка, и для ребенка, но то, что он хочет и может делать сам, следует ему доверить». 0. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева

Пройдет немного времени, и кирпичик из деревянного конструктора может запросто стать мобильным телефоном. Это уже другой тип игры – символическая игра, важная стадия развития игры и необходимая ступень развития ребенка. Посредством символической игры формируются предпосылки логического мышления, стимулируется воображение. Взрослые могут легко поддержать ее, применив свою фантазию и творчество.

Какие существуют виды игр с детьми?

Первый тип игры, наиболее привлекательный для трехлетних малышей – игра-имитация. Те родители, которые не умеют играть со своими детьми и совершенно не помнят своего детства, легко освоят ее. Для этого достаточно запеленать куклу, покачать ее на руках, спеть ей колыбельную. Или загрузить машинку и отправить ее по дороге. Поначалу детям нужны игрушки, представляющие точную копию реальных предметов: ложечки, тарелочки или молотки, плоскогубцы.

Гораздо больше изобретательности потребует от родителей следующий тип игры – сюжетно-ролевая игра. Она заключается в разыгрывании знакомых ребенку ситуаций: дочки-матери, доктор и больной, школа, магазин и т.п. Игра включает в себя не только имитацию чьего-либо поведения, но и элемент фантазии. В сюжетно-ролевой игре дети, проигрывая разные роли, экспериментируют с различными моделями поведения и знакомятся с их последствиями. Игра позволяет детям выражать свои чувства, разрешать внутренние конфликты, учит детей смотреть на происходящее глазами другого человека, понимать его чувства.

Трех- и четырехлетние дети в игру включают чаще животных, чем людей. Это образно-ролевые игры. В них живут и действуют мишки, белочки, зайчики, лисички. Дети иногда сами исполняют эти роли, иногда скрываются за игрушками, за которых двигаются и говорят. Порою в игру вводятся «живые» машинки, конфетки, флакончики. Такие действия вполне закономерны для детей трех-четырех лет и объясняются характерной для этого возраста способностью одушевлять все движущиеся предметы. Родителям нужно серьезно, с большой бережностью и уважением относиться к этой детской особенности, ни в коем случае не смеяться и не иронизировать. Взрослые, включенные в игру, могут обогатить ее, используя свой жизненный опыт, новыми ситуациями, новыми поворотами сюжета, способами взаимодействия участников.

Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, которые его волнуют, о том, каким он видит окружающий мир. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации: выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п. Предварительное проигрывание обучит ребенка желательному поведению в незнакомой ситуации, ослабит чрезмерное эмоциональное напряжение, донесет до понимания малыша внимание и заботу родителей.

Даже зная особенности каждого типа игры, не так просто увлечь ребенка, с одной стороны, и сделать игру полезной для него – с другой. Вспоминается высказывание одного папы: «Говорю своей дочурке: "Давай поиграем!", а она мне отвечает: "Опять математикой заниматься!"» Для организации и поддержания игры требуется неуклонное соблюдение определенных принципов.

В мире мудрых мыслей

Дети помогут узнать вам много нового, – например, каким запасом терпения вы обладаете. Франклин П. Джонс

Принцип интереса. Для обоих участников, и взрослого и маленького, интересен сам процесс игры. Цель игры – в ней самой. Даже если родитель ставит перед собой обучающую цель, она должна быть подчинена главной цели. Без интереса нет игры.

Принцип равенства. В игре невозможно доминирование ни одного из участников, даже если это умный взрослый. При доминировании взрослого дети не учатся играть, игра не получается. Взрослым нужно уважать права детей в игре и относиться к ним как к равным. Но иногда в родителях просыпается свой «внутренний» ребенок, который в детстве не удовлетворил свою потребность в игре – «не наигрался». Такой «взрослый ребенок» ведет себя нетерпеливо, импульсивно. Так, папа отбирает у сынишки машинку, чтобы самому проверить ее ходовые качества, а мама, увлекшись настольной игрой, рвется к победе, не замечая, как по щекам дочки тихо катятся слезы. Ей даже не приходит в голову, что условия игры изначально неравные и победа ее не вполне заслуженна. К слову сказать, соревновательные игры для детей младшего дошкольного возраста крайне нежелательны, они делают малышей жестокими, болезненно самолюбивыми, завистливыми.

Принцип добровольности. Игра не терпит принуждения. Заставить можно отбывать наказание, но не играть и наслаждаться игрой.

Принцип двух реальностей. Участники игры должны существовать одновременно в двух реальностях: настоящей и игровой. Дети с легкостью выполняют это требование. Для обозначения игровой реальности они используют специальный термин «понарошку». В игре «доктор» делает операцию «больному», а в реальности осторожен и бережен к своему товарищу. Взрослому важно не забывать об этом принципе и внимательно выстраивать игровую реальность, соблюдая логику ее развития.