Как хвалить ребенка, чтобы он вел себя так, как мы хотим

Когда мы пытаемся найти проявления хорошего поведения, за которые можно описательно похвалить, иногда хочется вооружиться увеличительным стеклом. Очень легко пропустить момент, когда ребенок делает что-то правильно. Например, ваш ребенок выполняет домашнее задание, сидит с карандашом в руках, но вы видите, что он мечтает.

Хвалите даже незначительные проявления хорошего поведения

Вместо того чтобы крикнуть ему: «Соберись!», вы можете сказать: «Ты взял в руки карандаш; ты готов писать». Мы должны поощрять даже маленькие шаги.

Или, возможно, ребенок еще не привык выполнять то, что вы просите, но иногда он делает все правильно. Предположим, у вашей дочери еще не вошло в привычку после душа вешать полотенце на место, но сегодня она вспомнила об этом. Возможно, вам кажется, что за это не стоит хвалить, но это не так. Не молчите, лучше скажите: «Я заметила, ты помнишь, что нужно вешать полотенце. Ты помогаешь поддерживать порядок в нашем доме». Или, может быть, вы хотите, чтобы у вашего сына вошло в привычку опускать сиденье унитаза. В тех редких случаях, когда он это делает, вы можете сказать: «Ты не забыл опустить сиденье унитаза. Ты такой внимательный».

Если вы думаете, что описательной похвалы будет недостаточно, чтобы привить детям хорошие привычки, то вы правы. Я не утверждаю, что описательная похвала станет средством от всех проблем. В курсе «Как воспитать ребенка, который слушает, слышит и понимает» есть много инструментов, и некоторые из них, а возможно и все, могут вам понадобиться, чтобы научить ребенка регулярно опускать сиденье унитаза или вешать полотенце. Но мы должны мотивировать наших детей обращать внимание на то, что мы говорим, чтобы другие инструменты были эффективными. Описательная похвала - самый лучший стимул из всех мне известных.

В этих примерах, как вы уже заметили, отсутствует оценочная похвала. Вы не говорите, что ребенок сделал нечто фантастически и прекрасно, потому что он на самом деле знает, что нет ничего фантастического в том, чтобы повесить полотенце на место или опустить сиденье унитаза. Но ваш ребенок увидит и услышит, что вы довольны, и будет точно знать, что его поступок заслуживает одобрения. Потому что дети, естественно, хотят получить наше одобрение, и они более склонны к повторению тех действий, за которые могут получить описательную похвалу. Очень скоро они начинают вести себя лучше.