Как проходит формирование позитивного образа себя у ребенка?

Потребность в новых впечатлениях (или потребность в информации) - это стремление ребенка к восприятию и познанию всего нового. Очевидно, что данная потребность составляет основу для формирования и развития собственно познавательной потребности ребенка.

Как отмечалось ранее, на третьей-пятой неделе ребенок начинает проявлять интерес к тому, что его окружает. Это выражается в зрительном и слуховом сосредоточении ребенка, его внимании к предметам и событиям. Действительно, нас порой даже поражает активная исследовательская деятельность младенца. Он исследует все, что оказывается в пределах его досягаемости, всеми доступными ему способами. А. Маслоу по этому поводу заметил, что у малыша эта потребность выражена гораздо сильнее, чем у взрослого, что его не нужно учить любопытству, его скорее можно отучить от него.

Как проходит формирование позитивного образа себя у ребенка?

Психологи показали, что снижение активности и инициативности в исследовательских действиях ребенка может приводить к задержке психического развития, к отставанию в формировании навыков общения, к снижению познавательной инициативы. Способствуя реализации этой потребности, родители помогают ребенку обрести уверенность в себе, получить представление о собственных возможностях, ощутить свою силу. Каковы условия развития инициативности у детей?

1. Первое из них - это, по выражению Ю. Ф. Полякова и К. В. Солоеда, «первоначальное слияние мотивации ребенка и матери». «Мать, - пишут авторы, - бессознательно, интуитивно проводит работу по разгадыванию потребностей ребенка». Иными словами, мама должна уметь быстро улавливать исследовательские потребности малыша и адекватно реагировать на них.

2. Другим важным моментом является взаимный обмен эмоциями, что способствует росту инициативности ребенка.

3. Показано также, что залогом развития инициативности ребенка является приписывание матерью (отцом) действиям малыша определенного смысла. Оказывается, что, оценивая практически любые действия ребенка как коммуникативные, родители тем самым помогают ему понять, что его поведение может привести к достижению определенных целей и удовлетворению его потребностей и намерений.

Потребность в общении выражается в потребности младенца в эмоциональных контактах, в эмоциональной привязанности и любви, в стремлении быть среди других людей.

О значении этой потребности для нормального психического развития младенца говори следующий эксперимент с «каменным лицом». Одного из родителей во время его общения с ребенком просили придать своему лицу отсутствующее или застывшее выражение. У трехмесячного младенца это вызывало поначалу удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением, двигательной активностью. Через несколько минут ребенок отворачивался в сторону, начинал сосать палец, а на его лице было изображено страдание. Некоторые дети в конце эксперимента начинали хныкать, а затем непрерывно плакать.

Таким образом, главным условием развития потребности и мотива общения является постоянный и тесный эмоциональный контакт между матерью и младенцем. Он предполагает не только вербальное (словесное) общение, но и тактильный контакт - ласки, поцелуи, объятия.

Дети, лишенные родительской любви и заботы, теплого эмоционального общения, часто страдают так называемым синдромом госпитализма, выражающимся в двигательной и эмоциональной заторможенности, в уходе от контактов с окружающими.

Не следует думать, что безусловная материнская любовь и забота в этом возрасте способны избаловать ребенка. Известный американский психолог Б. Уайт говорил по этому поводу: «Как можно чаще обращайтесь к своему ребенку и реагируйте на его крики со всей быстротой, на которую способны. Не отказывайтесь брать малыша на руки из-за боязни избаловать и не позволяйте ему долго кричать». От себя добавим, что это пожелание требует безусловного исполнения особенно в первые шесть месяцев жизни младенца. (О причинах этого говорилось ранее.)

Мотив достижения - это стремление ребенка к достижению успеха в своих действиях и поведении. Эта мотивация отмечается уже на первом году жизни. Вспомним о многократно повторяющихся действиях младенца в первые месяцы его жизни. Их можно интерпретировать как стремление ребенка к получению удовольствия от совершаемых им действий. Более ярко такое мотивационное поведение мы наблюдаем на втором году жизни, когда ребенок стремится все делать самостоятельно. По мнению некоторых психологов, такое поведение носит врожденный, а не приобретенный характер, поскольку даже отсутствие позитивного подкрепления со стороны родителей не снижает уровень настойчивости, с которым дети выполняют какие-либо действия.