Почему дети нарушают дисциплину?

Каким бы сильным ни было стремление детей угодить родителям, вместе с тем они хотят удовлетворить и свои собственные желания. В результате возникает конфликт. Дошкольник тянет время за завтраком, а матери нужно как можно скорее выпроводить его в детский сад, чтобы самой пойти на работу. В садике он увлечен игрой со своими друзьями, но тут подходит время послеобеденного сна. Семилетний школьник сидит за компьютером и даже не думает делать уроки. В каждой из этих вполне обычных ситуаций заложен потенциал для конфликта.

Действительно ли эти дети такие уж непослушные? Нет, они просто дети. Им иногда хочется определить границы дозволенного. Если до них постоянно и последовательно доводить мысль, что правила всегда одинаковы, то желание испытывать их на прочность постепенно исчезнет.

Родители часто рассказывают мне, что дети хорошо ведут себя в школе, но дома устраивают настоящий террор. Практически всегда, когда дети в одном месте ведут себя хорошо, а в другом - плохо, проблема заключается не в ребенке, а во взрослых.

Почему дети нарушают дисциплину?

Психологи называют этот феномен дефицитом проявления в отличие от дефицита умения. При дефиците умения ребенок не может хорошо себя вести ни в какой обстановке. Решение заключается в том, чтобы выявить проблему ребенка и устранить ее. Обычно для этого достаточно помочь ему освоить какое-то умение или обучить соответствующим правилам поведения. Если же у ребенка дефицит проявления, то он может демонстрировать хорошее поведение в одной обстановке и отказываться делать это в другой. Создание постоянной структуры зачастую помогает разрешить такую ситуацию. Как только ребенок поймет, что ему везде и всегда необходимо соблюдать одинаковые правила, он очень быстро изменит свое поведение, чтобы соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

Дисциплина нанесет ущерб психике ребенка?

В некоторых семьях проблема с дисциплиной возникает потому, что родители боятся устанавливать для ребенка ограничения. В начале 1920-х годов Зигмунд Фрейд подметил, что жестокое обращение с ребенком в ранние годы может нанести серьезный ущерб его личности. На протяжении целого столетия эту его мысль неоднократно интерпретировали на разные лады. Даже сегодня некоторые родители все еще находятся под влиянием мифов и полагают, будто дисциплина нанесет ущерб психике ребенка. Кроме того, постоянные дискуссии в школе и на телевидении о жестоком обращении с детьми заставляют некоторых взрослых опасаться, что ребенок воспримет их воспитательные меры как эмоциональное или физическое насилие. Хотя подобные мысли вполне понятны, родители должны осознать, что существует громадная разница между насилием и последовательным соблюдением дисциплины, нормы которой доводятся до ребенка в дружелюбной форме и носят справедливый характер.

Некоторые родители полагают, будто устанавливают для своего ребенка те же самые ограничения, которые в свое время устанавливали для них родители. На самом же деле, если проанализировать ситуацию, можно заметить, что в данном случае речь идет не о системе ограничений, а о реакции на поведение в конкретный момент. Не имея четких стандартов, родители говорят «да», поскольку не могут в нужное время найти вескую причину, чтобы сказать «нет». Или, наоборот, они автоматически говорят «нет», но затем изменяют свое решение, когда ребенок начинает ныть и уговаривать их. Они просто путают свою моментальную реакцию с ясными и неизменными правилами. Разве можно в такой обстановке удивляться, что ребенок не в состоянии контролировать свое поведение?

В процессе развития ребенка и совершенствования его умений и навыков родители должны помогать ему становиться сильной и рационально мыслящей личностью, способной принимать разумные решения во взрослой жизни. Это нелегкая задача, и решить ее позволяет дисциплина, основанная на дальновидности, постоянстве и, конечно же, любви.