Что такое сотрудничество

Что больше всего расстраивает родителей

Если бы ваш ребенок слушал вас, слышал и понимал, как бы изменилась ваша жизнь? Всякий раз, когда я задаю этот вопрос на семинарах, поднимаются руки и первый ответ всегда звучит одинаково.

Когда мы вынуждены повторять указания, наше недовольство и раздражение возрастает с каждым повтором, пока мы наконец не доходим до предела. Возможно, переломный момент наступает после трех повторений, а возможно, после десяти. Некоторые родители говорят, что их ребенок «не слушает», некоторые говорят, что ребенок игнорирует их или «не обращает на них внимания». Другие утверждают, что им часто приходится кричать или сердиться, прежде чем дети начнут воспринимать их слова всерьез. Как бы мы ни описывали эту проблему, отсутствие сотрудничества с первого слова сводит нас с ума и вынуждает ругаться, придираться, кричать, угрожать или наказывать.

Родители не хотят бесконечно повторять одно и то же и постоянно напоминать своим детям, что те должны сделать. Родители хотят, чтобы дети делали то, о чем их просят, причем сразу, когда их попросили в первый раз. Родители хотят только сотрудничества.

Сотрудничество – это когда дети делают то, о чем их просят.

Вы только представьте себе, насколько спокойнее и проще станет ваша семейная жизнь, если вы попросите свою дочь надеть туфли и она с первого раза вас послушает. Или если вы попросите своего сына поставить тарелку на стол и он так и сделает. Когда родители слышат мое определение сотрудничества, некоторые из них опасаются, что девяносто процентов - это слишком много и что новые формы общения каким-то образом уничтожат детскую непосредственность. Однако опыт показывает, что, когда дети научаются вести себя разумно, все получается наоборот. Как только дети начинают сотрудничать, они относятся к себе лучше, потому что их меньше ругают, потому что на них направлено меньше раздражения и они получают больше улыбок и больше поощрения. Это помогает детям развить сильную самооценку. Детям приходится следовать нашим правилам, пока они не станут взрослее и мудрее, чтобы придумать свои собственные. Далее я расскажу об этом подробнее.

В каждой семье есть свои уникальные проблемы и «болевые точки». Наиболее распространенные, о которых часто упоминают родители, - это неспособность вовремя выйти утром из дома, скандалы перед сном, конфликты между братьями и сестрами, проблемы с выполнением домашних заданий и вопросы, связанные с приемом пищи.

Общей во всех этих случаях является проблема сотрудничества. Отсутствие сотрудничества на самом деле просто привычка, которая постепенно выработалась у детей, но, когда вы начнете использовать новые стратегии, ваши дети начнут сотрудничать, и вы скоро перестанете повторять и напоминать!

Почему повторение и напоминание в воспитании не работают

Если у нас уже вошло в привычку повторять, дети постепенно перестанут обращать на нас внимание, неосознанно ожидая неоднократных напоминаний. И только после того, как мы подчеркнем важность вопроса, повысив голос или угрожая наказанием, наши дети воспримут указания серьезно. Если мы повторим указание пять раз, то скоро окажется, что нужно повторять уже шесть! Родители часто жалуются: «Мои дети не обращают внимания на то, что я говорю, пока я не разозлюсь. Тогда они слушаются. Но почему я должен кричать и угрожать, чтобы заставить их слушаться?» Не отчаивайтесь. Я дам вам стратегии, и вам никогда больше не придется просить дважды!

Другая причина, по которой дети игнорируют наши указания, заключается в том, что в прошлом мы не были последовательны в соблюдении правил, поэтому дети не верят, что в этот раз мы настроены серьезно. Они просто ждут, как отреагирует родитель, при этом продолжают заниматься своими делами. Непредсказуемость реакции родителя предоставляет много возможностей для умелого манипулирования и прямого неповиновения. Даже обычно послушные дети проверяют, насколько далеко они могут зайти в ситуациях, в которых, судя по первичной реакции, родители не готовы идти до конца.

Они могут попытаться «обойти правила», не нарушая их. Обычно это происходит в общественных местах, где дети видят, что смущение не даст родителям выполнить свои угрозы. Иногда, когда мы проявляем гибкость в отношении правил, ребенку кажется, что мы уступаем. Чем чаще мы будем доводить начатое до конца, тем больше наши дети будут слушаться, воспринимать наши указания серьезно и сотрудничать.