Остановка плохого поведения: что действительно работает и почему

Оставайтесь доброжелательным

Это может показаться невозможным, когда вы сталкиваетесь с плохим поведением, но как только вы испытаете на практике стратегии воспитания ребенка, который слушает, слышит и понимает, вы станете спокойнее, потому что теперь у вас есть эффективные стратегии, которых раньше не было.

Зная, что у вас достаточно инструментов, вы сможете оставаться спокойным и доброжелательным. Тем не менее наша первая установка, которая заключается в том, чтобы оставаться доброжелательным, может оказаться самой сложной. Тренируйтесь говорить тихим, спокойным голосом, даже если вы испытываете стресс или раздражение. Наше дружелюбие зачастую вызывает отклик у наших детей, и они уже гораздо чаще идут нам навстречу, постепенно становятся все менее враждебными и более склонными к сотрудничеству. Зная это, мы можем потратить минуту или две на то, чтобы быть доброжелательными, показывая нашу признательность за любые крошечные положительные шаги, которые они делают.

Как всегда, лучший вариант - начать с описательной похвалы. Например, мы можем сказать:

Эти украшения такие красивые и блестящие, и ты была так осторожна с ними. Теперь пришло время положить их обратно.

Используйте «увеличительное стекло», чтобы заметить мельчайшие проявления хорошего поведения или даже кратковременную паузу в плохом поведении. Например, если ваш ребенок только что говорил невежливо, вы можете подождать несколько секунд, пока он сделает паузу, чтобы перевести дыхание, а потом сказать:

Ты не грубишь сейчас.

Я вижу, что ты расстроен, но теперь ты контролируешь себя. Ты используешь слова, а не свое тело, чтобы показать, как ты сердишься.

Вы будете приятно удивлены, когда увидите, что одной описательной похвалы часто бывает вполне достаточно, чтобы заставить детей вести себя хорошо.

Будьте ближе

Если ваш ребенок все еще продолжает плохо себя вести после того, как вы описательно похвалили его, немедленно бросьте все, пойдите туда, где находится ребенок, и станьте рядом с ним. Вы заметите, что вашего присутствия рядом будет достаточно, чтобы ребенок снова начал вести себя правильно. В самом деле, многие родители сообщают, что уже в момент их появления в комнате ребенок, который минуту назад, казалось, не обращал внимания ни на что, кроме того, что делал, либо перестает плохо себя вести, либо ведет себя значительно лучше. Когда это происходит, у родителей появляется возможность еще раз описательно похвалить ребенка. Еще вы можете добавить немного ответного слушания:

Мне даже не пришлось просить тебя перестать рвать этот листок бумаги. Ты перестал сам.

Ты понял, что нарушаешь правило, и перестал - так быстро!

Я вижу по твоему лицу, что ты не хочешь останавливаться. Но сейчас ты поступаешь правильно.

Если вы уже стоите рядом с ребенком, а он все еще плохо себя ведет, у вас, вероятно, возникнет желание сказать ему, чтобы он перестал это делать. Но подождите! Когда вы даете ребенку указание, вы должны быть уверены, что он его выполнит. В противном случае ваш ребенок, скорее всего, либо не будет слушаться вас, либо просто будет игнорировать. Поэтому давайте ребенку прямое указание только тогда, когда вы почти уверены, что он будет сотрудничать.

Делайте подсказки

Вместо того чтобы давать ребенку прямые указания, которые он вряд ли выполнит, попробуйте дать маленькую подсказку и помогите ребенку понять, что нужно сделать. Допустим, ваша дочь прыгает на кровати, но в вашем доме есть правило о том, что нельзя прыгать на мебели. Она, вероятно, прекратит прыгать к тому времени, как вы подойдете к ней и подождете несколько секунд. Но если она все еще прыгает, не говорите: «Перестань прыгать!», или «Слезь с кровати!», или «Сколько раз я тебе говорила?». Просто скажите спокойным, доброжелательным тоном:

Ты знаешь правило о том, где ты можешь прыгать.

Как правило, это заставляет детей на мгновение прекратить свои действия, поэтому нужно уловить этот момент и описательно похвалить и ответно послушать:

Ты помнишь новое правило.

Ты, наверно, хотела бы, чтобы у нас не было этого нового правила.

Предлагайте альтернативные варианты

Когда нам нужно, чтобы дети перестали баловаться, часто бывает полезно предложить альтернативный вид деятельности. Вы можете сказать:

Я вижу, ты хочешь поиграть с этим острым ножом, но ты знаешь правила. Мы не играем с ножами. Но сегодня ты можешь помочь мне разрезать пирог с заварным кремом. Я знаю, ты будешь очень осторожным, и я буду рядом, чтобы помочь тебе и убедиться, что все в безопасности.

Правило должно быть для всех

Также может помочь, если мы сделаем наши указания правилом не только для ребенка, а для всех членов семьи. Например, вы можете сказать:

Мы должны говорить тихо, когда находимся в квартире. Мы все должны разговаривать спокойно, даже мама и папа.

В нашей семье есть очень важное правило: не обижать и не пугать кошку. Мы ласково обращаемся с нашими домашними животными.

Теперь ваш ребенок, скорее всего, будет сотрудничать - хотя вы можете мне не верить!

Сочувствуйте и сопереживайте

Еще один очень эффективный способ, чтобы помочь нашим детям захотеть сотрудничать, - это показать им, что мы понимаем, как они расстроены и раздражены, когда мы прерываем их удовольствие. Это стратегия ответного слушания. Мы представляем себе, что чувствует наш ребенок, и описываем ребенку его чувства словами:

В тебе так много энергии, и ты так любишь прыгать. Тебе очень хотелось бы попрыгать на диване. Какое у нас есть правило о том, где можно прыгать? (Ваш ребенок говорит его вам.) Вот именно. Ты можешь прыгать на батуте, но не на мебели.

Предложите ограниченный выбор

Предоставьте вашему ребенку возможность выбирать в любой ситуации. Чтобы упростить себе жизнь, ограничьте выбор двумя вариантами:

Я вижу, ты хотел бы еще поиграть. Ты, наверное, хотел бы, чтобы у нас было другое правило. Ты отдашь игрушку мне или положишь ее обратно на полку сам?

Используйте позитивные предложения!

Вполне возможно, что ребенок будет продолжать вести себя плохо даже после того, как вы начали применять новые стратегии, особенно в течение первых нескольких недель. В этом случае вам потребуется конкретно сказать ему, что именно он должен сделать. Дети гораздо лучше мотивируются, когда слышат, что они должны сделать, в положительных формулировках, а не то, что они не должны делать.

«Поставь солонку на место, пожалуйста» - это указание проще выполнить, чем «Не играй с ней».

«Говори тише, пожалуйста» намного лучше, чем «Не кричи».