Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как научить детей выполнять задания вовремя

Семилетний Джек - средний из троих детей в семье. У него есть десятилетняя сестра и трехлетний брат. Оба родителя работают полный день, отчим Джека часто ездит в командировки. Нередко маме приходится одной управляться с детьми. Родители Джека надеются, что дети будут помогать им по дому в меру своих способностей. Но младшему всего три года, и домашние обязанности в основном распределяются между Джеком и его сестрой Эмили. И если Эмили уже не нуждается в подсказках, то Джеку всегда приходится по несколько раз напоминать о задании. Например, он должен убрать посуду после ужина и собрать игрушки перед сном. Его маме приходится постоянно напоминать об этом, а иногда он реагирует, только когда она злится и угрожает запретить игры на компьютере. Если Джек понимает задание, то справляется хорошо. Но заставить его начать - все равно что затащить к стоматологу. На недавнем собрании выяснилось, что и в школе у него возникали подобные трудности, особенно с заданиями, которые требуют серьезных усилий, даже если знаний хватает. Учитель начал определять для него «время старта», и это помогло.

Со временем требования будут расти, поэтому родители решили, что пора заняться этой проблемой. Последовав примеру учителя, они поговорили с сыном о времени начала выполнения двух обязанностей: уборки со стола и собирания игрушек. Они пообещали, что Джек сможет назвать (в разумных пределах), сколько времени ему нужно до начала работы, и из нескольких вариантов выберет лучший. Джек выбрал таймер, красный циферблат которого бледнел, показывая, сколько времени осталось. Они договорились о пяти минутах перед уборкой со стола и десяти минутах перед сбором игрушек. Сначала родители напоминали Джеку о заданиях, выдавая таймер. Он хотел самостоятельно отслеживать время до выполнения задания. Родители согласились. В качестве дополнительного стимула за то, что Джек в течение пяти дней будет вовремя приступать к выполнению заданий, он получит бонус и может отказаться от одного из заданий на день. Если же он не приступит к работе в течение двух минут после сигнала таймера, он должен будет отложить все дела, пока не выполнит задание.

Сначала родители иногда напоминали мальчику, что пора начинать работу, раз таймер зазвонил. Но в целом они отметили существенный прогресс. Примерно через месяц Джеку уже не нужен был таймер, чтобы начать уборку со стола, но для уборки игрушек он им по-прежнему пользовался. Однако родители заметили: когда они говорили Джеку, что через 15 минут нужно ложиться спать, он начинал готовиться именно в нужное время.

Метод выполнения домашних дел

Шаг 1. Установление поведенческих целей

Целевой организационный навык: начало выполнения задания Конкретная поведенческая цель: Джек должен начинать выполнять два задания в оговоренное время после одного напоминания

Шаг 2. Изменение окружения

Какие предметы-люди помогут достичь цели?

У Джека будет таймер, который даст сигнал к началу работы

Родители будут напоминать Джеку о таймере

Какие конкретные навыки получит ребенок, кто обучит его, каким образом?

Навык: начало выполнения домашних обязанностей

Кто обучит навыку? Родители

Каким образом?

Для выработки навыка Джек и родители выбрали домашние обязанности

Джек выбрал время для начала выполнения заданий

Джек выбрал, а родители купили таймер, который даст сигнал к началу работы

Перед каждым заданием родители дают сыну таймер, напоминая о том, что пора установить время

Джек следит за временем и после сигнала приступает к выполнению задания

Если через две минуты после сигнала работа не начинается, Джек прекращает все занятия до тех пор, пока работа не будет сделана

Какие поощрения будут применяться в качестве стимула для использования- отработки навыка?

Отсутствие докучливых напоминаний

Джек может получить «бонус» за пять дней своевременного начала выполнения заданий

- Следите за систематичностью выполнения плана в начальный период «выработки привычки». Если план коррекции поведения рушится, скорее всего, в первые несколько недель работа велась бессистемно.

Снова начинайте использовать таймер или напоминания в течение нескольких недель, если ваш ребенок перестает вовремя приступать к выполнению заданий через месяц или позже. Иногда детям нужен повторный курс.

Если без постоянных напоминаний и ворчания ничего не происходит, запретите компьютерные игры или лишите другого любимого занятия в качестве наказания.

  • Что такое описательная похвала или как мотивировать детей
  • Как плохое поведение детей доводит до стресса

  • Как работает описательная похвала
  • Что такое сотрудничество