Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как научить ребенка выполнять задания

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, планирование, управление временем, метапознание.

Возраст: 8-14 лет; семилеткам могут дать такое задание, но, вероятно, попроще - легче будет и коррекционная работа.

Рассмотрим как научить ребенка выполнять задания.

Как научить ребенка выполнять задания?

Способы обучения ребенка долгосрочным заданиям

1.

Вместе с ребенком просмотрите описание задания, обговорите все требования. Если оно предполагает выбор темы, с этого и нужно начать. Многим детям сложно придумывать темы, тогда придется это сделать вам: дайте максимум предложений, начиная с тех, которые связаны с интересами ребенка.

2.

На отдельном листе запишите возможные темы. Когда у вас наберется 3-5 тем, спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в каждой из них.

3.

Помогите ребенку в выборе. При принятии решения стоит подумать о том, какая тема интереснее других, а также не слишком широка и не слишком узка; имеется достаточно источников для проработки; есть интересный «поворот», из-за которого она становится особенно занимательной при работе или привлекательной для учителя.

4.

Чтобы научить ребенка выполнять задания определите, какие материалы или ресурсы потребуются, где он их возьмет и когда. Это могут быть сайты, книги из библиотеки, предметы (например, путеводители), люди, у которых нужно будет взять интервью, и места, куда потребуется сходить (музеи, достопримечательности и т. п.). Подумайте о художественных или строительных материалах, если проект подразумевает создание объекта.

5.

На листе запишите все этапы выполнения проекта, а затем составьте график, чтобы ребенок знал, когда приступать к той или иной задаче. Иногда полезно перенести эту информацию в календарь, который висит на стене или доске рядом с письменным столом ребенка, чтобы ему было легче следить, что и когда нужно делать.

6.

Напоминайте ребенку о графике. Перед каждым шагом можно обсудить с ним, что конкретно нужно сделать - возможно, даже составить список дел, которые следует выполнить в рамках каждого шага. После выполнения задач, когда ребенок поймет, что его ждет дальше, можно приступать к планированию следующего шага.

Постепенное ослабление контроля

Дети, испытывающие сложности с планированием и навыком метапознания, при выполнении творческих задач часто нуждаются в поддержке в течение долгого времени. Используя лист планирования проекта, вы можете постепенно передавать ребенку ответственность за выполнение задач из списка. Как только вы почувствуете, что он уже может часть работы выполнить самостоятельно, возьмите план и обсудите с ним, что именно, по его мнению, он может сделать сам, а где нужна помощь. Скорее всего, еще долго вам нужно будет напоминать ребенку о завершении каждого шага в срок.

Модификации-корректировка

При необходимости используйте поощрения за выполнение заданий по графику и всего проекта в срок; можно начислять дополнительные баллы за работу без напоминаний (или с минимальным, оговоренным заранее количеством напоминаний).

Как развить у ребенка навык начала выполнения задания?

Этот навык не относится к тому, что мы хотим делать. Он нужен для решения задач, которые мы считаем неприятными, утомительными или отвратительными, заставляем себя их выполнять. Мы не ждем, что дети дошкольного возраста сами начнут выполнять такие задания. Мы напоминаем им, что нужно сделать, и контролируем процесс (или, по крайней мере, убеждаемся, что они приступили к делу).

Процесс обучения ребенка

В первую очередь мы должны научить своих детей начинать работу самостоятельно на примере утренних процедур или подготовки ко сну. Объясняйте, что какие-то задачи надо выполнять ежедневно в одно и то же время, в определенном порядке. Это будет первый шаг. Затем, после периода напоминаний (его длительность зависит от конкретного ребенка), ребенок привыкнет и, скорее всего, начнет выполнять эти ритуалы без напоминания или после намека «пора начинать».

Развитие этого навыка требует времени, но он важен для ребенка, причем не только в школе. Приучая детей выполнять повседневные задания, соответствующие их возрасту, вы закладываете хорошую основу для самостоятельной учебы. Работа с этим навыком начиная с дошкольного возраста помогает показать детям, что иногда нужно отложить дела, которыми им хочется заняться, и сделать то, что необходимо, даже если это не так интересно. Иногда даже требуется пожертвовать интересными занятиями ради чего-то важного. Это поможет подготовить их к школе и участию во внешкольных мероприятиях.

С помощью опросника, приведенного ниже, вы сможете оценить, где ваш ребенок может «споткнуться», самостоятельно выполняя соответствующие его возрасту задания.

Насколько успешно ваш ребенок справляется с тем, чтобы приступить к работе?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа - детский сад

Выполнит задание взрослого, как только получит его

Прекратит игру, как только услышит просьбу взрослого

Начнет готовиться ко сну после первого напоминания

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

Помнит и выполняет простые одно- и двухэтапные задания (например, почистить зубы и причесаться после завтрака)

Может приступить к выполнению задания в классе, как только получит указания учителя

Может приступить к выполнению домашнего задания в установленное время после первого напоминания

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

Может выполнять ранее отработанные трех- и четырехэтапные задания

Может выполнить в классе три-четыре задания подряд

Может придерживаться установленного расписания (иногда требуется напоминание)

Средняя школа (6-8-й классы)

Может придерживаться расписания по вечерам, практически не откладывая дел на потом

Может начать задание в установленное время (например, сразу после школы) - иногда требуется письменное напоминание

Может оторваться от игр и развлечений, если вспомнит об обещании выполнить задание.

Как научить ребенка выполнять домашние задания?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, планирование, управление временем, метапознание.

Возраст: 7-14 лет.

План обучения

1.

Объясните ребенку, что выполнение домашних заданий - хороший способ научиться составлять планы и расписания. Договоритесь, что, придя из школы, он будет сразу же составлять план домашней работы, используя форму, которую дадите вы .

2.

Шаги, которые должен проделать ребенок:

- Записать все задания (можно кратко, так как подробные указания есть в дневнике или тетрадях).

- Убедиться, что есть все необходимые для выполнения работы материалы.

- Определить, нужна ли помощь в выполнении каких-то задач и кто ее может оказать.

- Оценить, сколько времени потребуется на каждое задание.

- Записать время начала работы над каждым заданием.

- Показать план вам, чтобы при необходимости вы могли его скорректировать (например, изменить количество отведенного на определенные шаги времени).

3.

Вовремя напомните ребенку, что пора приступать выполнять домашние задания.

4.

Следите за тем, как ребенок справляется. Кому-то достаточно периодических проверок, с кем-то нужно быть рядом постоянно.

Постепенное ослабление контроля

1.

Напоминайте ребенку о том, что нужно составить план и приступить к выполнению заданий. Не скупитесь на похвалу, поддержку и позитивные отклики. При необходимости сидите рядом, пока ребенок делает уроки.

2.

Напоминайте ребенку, что нужно составить план и выполнять домашние задания в оговоренное время. Часто проверяйте, как идут дела, хвалите и поддерживайте ребенка.

3.

Напоминайте ребенку, что нужно составить план и начать делать уроки вовремя. Попросите его сообщить вам, когда работа будет сделана.

Модификации-корректировка обучения

1.

Если ребенок не хочет составлять план, сядьте и записывайте все сами, но под его диктовку.

2.

Если ребенок забывает задания, которые нигде не записаны, измените планировщик так, чтобы там был прописан каждый предмет, и поговорите с ребенком о каждом задании, чтобы освежить его в памяти.

3.

Создайте отдельный календарь для долгосрочных проектов, чтобы ребенок мог вести учет работы по ним.

4.

Предусмотрите поощрения за начало-завершение работы вовремя или выполнение работы без напоминаний.

5.

Для младших школьников может быть достаточно назначить время и место для выполнения домашней работы, поскольку обычно у них всего пара заданий на вечер. Иногда полезно попросить их оценить, сколько времени потребуется на выполнение того или иного задания. Это способствует тренировке навыка управления временем.