Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Развитие творчества у детей дошкольного возраста

Можно или нельзя учить маленького художника? Или вопрос поставлен неправильно и надо говорить о том, чему можно, а чему нельзя учить? И как помочь развитию того, чему нельзя научить?

Поговорим в этой статье о том, как проходит развитие творчества у детей дошкольного возраста.

Развитие творчества у детей дошкольного возраста

Творческие задания по рисованию для ребенка

Первое, о чем надо помнить: ребенок – не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества, маленький художник. В нашей совместной работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело учителя – вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная. Когда, например, ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает истинно художественную задачу.

Подобные творческие задания для развития творчества у детей носят открытый характер, не имеют правильного ответа, заранее известного кому бы то ни было. Они не имеют также единственного ответа. Больше того, ответов столько, сколько разных людей их выполняет. Поэтому, предлагая всей группе одно задание – например, на выразительность цвета, – воспитатель не нивелирует индивидуальность детей, а, напротив, создает условия для ее раскрытия у каждого ребенка.

Развитие творчества у детей - рисовании

Мальчик раскрашивает царство доброго волшебника яркими цветами, потому что они «веселые», «радостные», «праздничные». А царство злого – бледными цветами: они «скучные» и «как будто неживые». А у его соседки все наоборот, потому что для нее эти яркие краски никакие не радостные, а «громкие», «пестрые», «от них сразу устанешь». А бледные – совсем не скучные, а «ласковые», «спокойные», «самые подходящие для добрых фей».

Взрослый должен быть готов не только понять и принять разнообразные решения, часто далекие от того, какое бы выбрал он сам, но и показать детям правомерность этих различий, иногда даже защитить перед ними нестандартную работу. И ни в коем случае не навязывать готовых представлений о том, какие именно цвета «должны» выражать добро и зло, печаль и радость. Подобные стереотипы были бы еще вреднее тех, о которых мы говорили выше. Пускай, создавая и сравнивая свои работы, дети задумаются о том, что и радость и грусть бывают разными, что сами они разные люди и должны учиться понимать друг друга. В том числе и через свои рисунки.

Перед детьми с первых шагов и в течение всего срока обучения должны стоять задачи на выразительность, все более усложняющиеся по содержанию и касающиеся, конечно, не только цвета, но и всей совокупности изобразительных средств. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник. Аналогия из области музыки. Пианист и педагог Г. Нейгауз считал, что для маленького ребенка важно, чтобы с самого начала грустная мелодия прозвучала грустно, радостная – радостно, торжественная – торжественно. Достигая этого единства чувства и звука, ребенок, по мысли Нейгауза, решает в принципе ту же задачу, что и большой пианист на своих концертах.

Творческое развитие и навыки

Творческие задания по рисованию для ребенка – необходимое условие проявления и развития художественной одаренности. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, фактически как самоцель, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Напомним: маленький ребенок эмоционально отзывчив на чувственные впечатления вообще, а на цветовые, может быть, особенно (и в этом одно из проявлений «возрастной талантливости»). Педагогу, стремящемуся к развитию творчества у детей надо лишь найти язык и форму занятий, соответствующие возрасту.

Показываем детям 10–12 картонных квадратов, окрашенных в цвета разного тона и насыщенности, и говорим: «Представим себе, что эти цвета, подобно нам самим, обладают характером, настроением (мы уже знаем, что такой подход для детей совершенно естествен). Какой был бы у них характер – разный или одинаковый?» Дети, конечно, отвечают: «Разный!» – «Давайте угадаем, какие из них добрые, сердитые, грустные, ласковые, беспокойные...»

Всякий раз дети указывают на те или иные цвета. В одних случаях мнение единодушно, в других – нет, и это не должно никого смущать. Важно только, чтобы дети начали устанавливать осознанные связи между миром цвета и миром собственных чувств.

После этого можно обратиться к смешению красок на палитре. Выложим краски из набора гуаши: у одного края две-три яркие, у другого – две-три темные и глухие, отдельно от них – белую и черную. Начнем смешивать цвета в разных сочетаниях, обсуждая с детьми, что получается, и постепенно вовлекая их в эту работу.

Надо только как можно меньше говорить о цветах в терминах привычных цветообозначений (красный, коричневый); тут речь должна идти о цветах как носителях чувства, характера, настроения. Вот, например, золотисто-желтый цвет, вливаясь в спокойный зеленый, все больше наполняет его радостью. А что делается с этими веселыми, шумными красками при добавлении белил? Они становятся более печальными? Или ласковыми? Мирными? Соединяясь с черным, цвет делается мрачнее? Строже? Может быть, таинственнее? Пусть ребенок попытается придать безмятежному синему оттенок тревоги или немного успокоить чрезмерное буйство оранжево-красного...

Но, как и в случае с раскрашиванием парных картинок, надо постоянно помнить, что язык цвета неоднозначен. Многое тут зависит от индивидуальности ребенка. Жесткие образцы, правила и рецепты принесут только вред.

Обратим внимание: играя «характерами» и «настроениями» цветов, ребенок попутно овладевает навыками смешения красок, учится получать нужные оттенки, и этот навык с самого начала становится средством решения художественной задачи.

Творческие задания по рисованию для ребенка

Необходимые организационные навыки: управление эмоциями, гибкость, метапознание.

Возраст: 7-14 лет.

Для многих детей самое сложное домашнее задание - творческое (свободное).

Его особенности таковы:

  • несколько верных ответов; несколько способов решения;
  • отсутствие однозначных признаков завершения - ребенок сам решает, когда нужно закончить;
  • отсутствие очевидной стартовой точки - ребенок должен сам решать, с чего начать.

Примеры свободных заданий для развития творчества:

1.

Составление предложений из слов, написание которых нужно запомнить.

2.

Любое письменное задание (сочинение, эссе и т. д.).

3.

Демонстрация нескольких способов решения математических задач (например, «Сколькими разными способами можно разделить 24 предмета на одинаковые группы?»).

4.

Выбор стратегии для решения более сложных задач, ответ на вопрос «почему?».

5.

Поиск ответов на вопросы в тексте, если ответ - не одно слово или понятие.

Есть два способа помочь ребенку справиться с творческим заданием: пересмотреть его, чтобы добавить конкретики, или научить решать такие задачи. Поскольку сложности со свободными задачами становятся наиболее очевидными во время выполнения домашней работы, важно поговорить с учителем, чтобы он понимал, насколько трудно это для ребенка (нередко проблемы проявляются ярче дома, а не в школе) и почему нужно вносить определенные коррективы.

Способы конкретизации свободных заданий

1.

Обсудите с ребенком задание - помогите ему начать или проговорите каждый шаг, находитесь рядом, пока он работает.

2.

Не спрашивайте ребенка, какие идеи у него есть. Дайте ему выбор или сократите количество возможных вариантов. Возможно, стоит предварительно посоветоваться с учителем, чтобы тот понимал, как - и почему - задание скорректировано. Спустя некоторое время вы сможете вносить все меньше изменений - например, постепенно увеличивая количество вариантов или поощряя ребенка добавлять свои.

3.

Дайте ребенку «шпаргалку» или последовательность действий (например, описание шагов при решении математических примеров - допустим, при делении столбиком).

4.

Измените задание так, чтобы исчезла потребность в решении проблемы. Например, потренируйтесь в правописании, написав каждое слово десять раз, вместо того чтобы составлять из них предложения, или дайте ребенку предложения, где будет не хватать слов, написание которых нужно запомнить. Опять же, эти изменения следует заранее оговорить с учителем.

5.

Дайте ребенку шаблоны для письменных заданий, чтобы упростить их выполнение.

6.

Обеспечьте поддержку на подготовительных этапах - например, генерируя идеи для письменных заданий и организуя их определенным образом.

7.

Попросите учителя дать вам правила выставления баллов, четкие указания, что требуется при выполнении каждого задания.

Самый простой способ развить творчество у детей и помочь ребенку научиться лучше справляться с творческими задачами - пройти с ним весь путь от начала до конца, используя технику «размышлений вслух». Смоделируйте типы рассуждений и стратегий, которые понадобятся при решении подобных задач. Обычно это происходит так: на начальном этапе вы полностью контролируете процесс и обеспечиваете ребенку максимум поддержки, а затем постепенно сводите ее на нет. У детей, испытывающих проблемы с гибкостью, освоение творческих задач может занять несколько лет. В этом случае еще долгое время от вас и учителя будут требоваться корректировка и поддержка.